Учреждение заключило контракт, предметом которого является установка домофона. Документом, подтверждающим исполнение договора, является акт выполненных работ. Фактически в рамках работ по контракту будут осуществляться поставка оборудования и его установка. Можно ли в этом случае расходы на оплату контракта производить по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений"? Можно ли принять к учету отдельными объектами основных средств замок, панель управления, домофон, или к учету принимается домофон как единый объект основных средств? Что такое оконечное оборудование?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату контракта, предметом которого является установка домофона, могут быть отнесены на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.
Решение о принятии к учету оборудования, формирующего систему контроля и управления доступом (домофон), как самостоятельного объекта основных средств или как комплекс конструктивно сочлененных предметов принимается комиссией учреждения, исходя из выполнения условий отнесения объектов в состав основных средств, установленных Инструкцией N 157н, Стандартом "Основные средства".
Оконечные аппараты - это оборудование для передачи и/или приема сообщений через двухпроводный аналоговый стык телефонной сети связи общего пользования (факсимильные аппараты, модемы, факс-модемы).
Обоснование вывода:
В подп. 10.2.8 п. 10 Порядка N 209н содержится прямое указание на применение подстатьи 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ при совершении расходов на установку система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем. Установленный в здании домофон (видеодомофон) можно отнести к системе контроля и управления доступом (далее - СКУД). В соответствии с п. 3.28 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51241-2008 "Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний", утвержденного приказом Росстандарта от 17.12.2008 N 430-ст, СКУД - это совокупность средств контроля и управления доступом, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью. Следовательно, расходы на оплате контракта, предметом которого является установка домофона, вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатьи 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ.
Подстатья 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ применяется для целей формирования капитальных вложений. Учитывая положения п. 7 Порядка N 209н, в целях осуществления капитальных вложений происходит формирование (увеличение стоимости) основных фондов - недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов. При этом под основными фондами согласно ОКОФ понимаются движимые и недвижимые основные средства, а также нематериальные активы. Соответственно, на подстатью 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" относятся расходы, формирующиеся стоимость основных средств. Данные расходы в учете отражаются на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".
Единицей учета основных средств является инвентарный объект (п. 45 Инструкции N 157н). Инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету с учетом группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов.
К самостоятельным инвентарным объектам относятся активы, удовлетворяющее критериям их отнесения к основным средствам (абзац 5 п. 45 Инструкции N 157н, пп. 7, 8, 9, 10 Стандарта "Основные средства" и пп. 38, 39, 45 Инструкции N 157н). В частности, положениями п. 10 Стандарта "Основные средства" установлено, что объектом основных средств признается объект имущества, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе единые функционирующие системы, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В то же время к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства, средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации.
Понятия "оконечные аппараты", "оконечное оборудование" встречаются в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы подключения, обслуживания и использования сетей связи. В частности, из положений п. 4 Правил N 102 следует, что оконечное оборудование - это оборудование для передачи и/или приема сообщений через двухпроводный аналоговый стык телефонной сети связи общего пользования (факсимильные аппараты, модемы, факс-модемы). К элементам системы контроля и управления доступом (домофон) данное понятие не применяется.
Таким образом, в случае если оборудование, входящее в систему управления доступом, отвечает критериям его отнесения к объектам основных средств, то данное оборудование может приниматься к учету как самостоятельные инвентарные объекты основных средств. В случае, если оборудование, входящее в систему управления доступом, может выполнять свои функции только в составе комплекса, тогда оно принимается к учету как единый объект основных средств.
Решение о принятии к учету объектов основных средств принимает постоянно действующая комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н). Комиссии при принятии решения об отражении в учете активов как самостоятельных объектов или в комплексе конструктивно сочлененных предметов следует учитывать выполнение критериев, отнесения актива в состав основных средств.
Специалисты финансового ведомства неоднократно высказывали мнение, что такие решения относятся к компетенции сотрудников учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.10.2018 N 02-07-10/74884, от 09.08.2019 N 02-08-10/60687).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сильвестрова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
20 марта 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.