Увеличивают ли расходы на капитальный ремонт стоимость объекта имущества казны?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работы по капитальному ремонту объекта имущества казны не увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость объекта имущества казны.
Обоснование вывода:
Пунктом 27 Инструкции N 157н установлено, что изменение первоначальной стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов либо их обесценении.
При этом п. 8 Стандарта "Государственная (муниципальная) казна" предусмотрено, что первоначальная стоимость имущества, составляющего казну, может быть увеличена на сумму фактических затрат на работы по достройке, реконструкции сооружений, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения.
Следовательно, расходы на проведение ремонтных работ могут быть учтены при изменении стоимости объекта имущества казны только в том случае, если речь идет о работах, связанных с реконструкцией, модернизацией или дооборудованием объекта. При этом необходимо обязательное соблюдение условия о том, что произведенные в части объекта нефинансовых активов работы привели к улучшению (повышению) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.).
Решение вопроса о квалификации ремонтных работ не относится к компетенции работников бухгалтерской службы учреждения. Оно должно быть принято профильной комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов с учетом компетенции и профессионального суждения уполномоченных должностных лиц, а также анализа технической и иной документации.
В то же время обеспечение эффективного использования средств учреждения и ведение бухгалтерского учета являются одной из функций бухгалтерии (финансово-экономической службы). Поэтому если из представленных в бухгалтерию документов невозможно сделать однозначный вывод о том, какие именно виды работ планируются к проведению (фактически проведены), возникают сомнения, не являются ли конкретные ремонтные работы работами, приводящими к изменению (улучшению) первоначальных характеристик объекта, связанными с реконструкцией, модернизацией и т.д., целесообразно истребовать у профильного структурного подразделения (например инициатора закупки) или комиссии учреждения подтверждение в квалификации проведенных работ (капитальный ремонт, дооборудование, модернизация и т.д.). Подобное подтверждение может быть оформлено в виде протокола, решения (иного документа, предусмотренного правилами документооборота в учреждении). Если же сотрудники бухгалтерии (финансово-экономической службы) самостоятельно определяют характер проводимых работ, то они, по сути, берут на себя ответственность за возможные последствия такого решения.
Вместе с тем считаем, что для корректного отражения в бюджетном учете проводимых работ на объекте, а также правильного применения кодов бюджетной классификации еще на этапе планирования выполнения работ они должны быть классифицированы должностными лицами учреждения в качестве капитального ремонта или реконструкции объекта недвижимого имущества.
При принятии соответствующего решения комиссии учреждения целесообразно руководствоваться нормами подп. 14.2 п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) и иными нормативными актами, которые помогут правильно квалифицировать произведенные ремонтные работы.
Таким образом, окончательное решение о классификации ремонтных работ принимается комиссией учреждения исходя из анализа технической и иной документации, а также своего профессионального суждения. При этом расходы на проведение капитального ремонта не увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость ремонтируемых объектов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сильвестрова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
28 февраля 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.