Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Казенное учреждение получило безвозмездно от Комитета по управлению имуществом программное обеспечение на счет 111.6I и амортизацию на счет 104.6I. Какой используется счет кредита в части межведомственных отношений при постановке на учет?

Казенное учреждение получило безвозмездно от Комитета по управлению имуществом программное обеспечение на счет 111.6I и амортизацию на счет 104.6I. Какой используется счет кредита в части межведомственных отношений при постановке на учет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рамках межведомственных отношений безвозмездные поступления права пользования нематериальными активами (лицензионного программного обеспечения), включая амортизацию прав пользования НМА (счета 104 60 и 111 60), носят текущий характер и отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в корреспонденции со счетом 0 401 10 191.

Обоснование вывода:

Операции по поступлению, передаче неисключительных прав пользования нематериальными активами (вложений в приобретение лицензионных прав) в рамках межведомственных расчетов между организациями бюджетной сферы одного уровня бюджета (внутри сектора госуправления в рамках одного публично-правового образования) относятся к поступлениям/выбытиям текущего характера (подстатьи 191 и 241 КОСГУ).

Согласно п. 7 Порядка N 209н к поступлениям, перечислениям капитального характера относятся безвозмездные поступления и передачи, в результате которых происходит формирование (увеличение стоимости) основных фондов - недвижимого и (или) движимого имущества, признаваемого в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе программного обеспечения, иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов.

Несмотря на то, что Стандарт "Нематериальные активы" объединил активы, в отношении которых у учреждения возникают исключительные и неисключительные права, в один термин "нематериальные активы", в целях бухгалтерского учета нематериальные активы учитываются на разных счетах в зависимости от того, принадлежит ли учреждению исключительное право на НМА (счет 102 00) или учреждению предоставлено право пользования НМА в соответствии с лицензионным договором (счет 111 60).

Порядком N 209н также предусмотрены разные статьи/подстатьи КОСГУ в целях учета в зависимости от того, исключительные или неисключительные права приобретаются (создаются, поступают): статья 320 КОСГУ для исключительных прав и подстатьи 352, 353 для неисключительных прав пользования. Непосредственно расходы на приобретение неисключительных прав пользования на РИД относятся к подстатье 226 КОСГУ, которая предназначена для отражения расходов на оказание услуг текущего характера.

Таким образом, в целях Инструкций по учету и Порядка N 209н неисключительные права пользования нематериальными активами не равнозначны понятию нематериальных активов, на которые учреждению принадлежат исключительные права, а значит, поступления и выбытия, связанные с передачей неисключительных прав и вложений, носят текущий характер. Лицензионные права не формируют основные фонды учреждения - учреждению предоставлено право использовать РИД, но распоряжаться таким правом (предоставлять его другим лицам) учреждение-лицензиат может только с согласия обладателя исключительного права.

В учете и отчетности казенного учреждения безвозмездное поступление прав пользования НМА, в том числе лицензионного программного обеспечения (включая амортизацию прав пользования), отражается в рамках межведомственных расчетов в корреспонденции со счетом 1 401 10 191 с указанием в 1-17 разрядах номера счета соответствующего уровню бюджета кода доходов 2 07 10ХХХ ХХ 0000 194. Отметим, что в целях формировании Справки (ф. 0503125) безвозмездные передачи прав пользования НМА и амортизации прав пользования НМА, вложений в права пользования НМА (счета 111 60, 104 60, 106 60) также относятся к поступлениям и передачам текущего характера и отражаются в Справках (ф. 0503125 по кодам счетов 1 401 10 191, 1 401 20 241, 1 401 20 251)*(1), *(2). 

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна 

Ответ прошел контроль качества 

24 января 2023 г. 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

-------------------------------------------------------------------------

*(1) Смотрите Контрольные соотношения к показателям бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, представляемой в Федеральное казначейство (версия на 01.01.2023).

*(2) Подтверждение текущего характера передачи лицензионных прав и вложений содержится в системном письме Минфина России и Федерального казначейства по годовой отчетности за 2022 год - в расшифровке показателей безвозмездных неденежных поступлений капитального характера счета 111 60, 104 60 и 106 60 отсутствуют в перечне счетов-корреспондентов со счетом 401 10 195 (смотрите Приложение N 3 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 12.12.2022 NN 02-06-07/121653, 07-04-05/02-31103, номера строк 131, 131, 14, 141).