В бюджетном учреждении закуплен товар: ключ гаечный торцевой, ключ шарнирный гаечный, молоток, кувалда, инструмент ручной прочий, не включенный в другие группировки. На какую подстатью КОСГУ необходимо отнести товар? Данный товар является основными средствами или материальными запасами?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отнесение объектов, поименованных в вопросе, к материальным запасам или основным средствам, зависит от решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов. Если учреждение планирует использовать приобретенные инструменты более одного года, то профильной комиссией учреждения может быть принято вполне обоснованное решение об учете такого инструмента в составе основных средств с отражением расходов на статье 310 КОСГУ.
Если же инструменты не удовлетворяют условиям принятия их к учету как основных средств, то их учет может осуществляться в составе материальных запасов, с отражением расходов на подстатье 346 КОСГУ.
Обоснование вывода:
Принятие решения об отнесении имущества к основным средствам или материальным запасам находится в компетенции постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - профильная комиссия). Причем такое решение должно быть оформлено документально (п. 34 Инструкции N 157н).
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в пп. 7, 8, 10 Стандарта "Основные средства", пп. 38, 39, 45 Инструкции N 157н. Основными критериями отнесения объекта к основным средствам являются: срок его полезного использования - он должен быть более 12 месяцев, объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций, использоваться неоднократно или постоянно. А вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. Кроме того, согласно положениям Стандарта "Основные средства" объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Следовательно, если организация бюджетной сферы планирует использовать приобретенные инструменты постоянно (неоднократно) и более одного года, то профильной комиссией учреждения может быть принято вполне обоснованное решение об учете такого инструмента в составе основных средств. В такой ситуации расходы на закупку инструмента отражаются по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" и статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н, подп. 11.1 п. 11 Порядка N 209н). Учет ведется на счете 101 06 "Инвентарь производственный и хозяйственный".
Если же инструменты не удовлетворяют условиям принятия их к учету как основных средств, срок полезного использования инструментов составляет год и менее (к примеру, они подлежат периодической замене), то их учет может осуществляться в составе материальных запасов. Затраты на покупку инструментов - материальных запасов относятся на КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке, как правило, с подстатьей 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ (п. 53.2.4.4 Порядка N 82н, подп. 11.4.6 п. 11 Порядка N 209н) и отражаются на счете 105 06 "Прочие материальные запасы" (п. 118 Инструкции N 157н).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Ответ прошел контроль качества
17 января 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.