В декабре 2021 года бюджетное учреждение перечислило в бюджет НДФЛ за декабрь больше, чем удержало (возникла переплата по НДФЛ), ошибочно. В учете и отчетности учреждения за 2021 год по состоянию на 01.01.2022 числится дебиторская задолженность по счету 2.303.01. В августе 2022 года ИФНС вернула сумму излишне перечисленного налога на основании заявления учреждения. Как, какими бухгалтерскими записями в 2022 году исправить ошибку отражения по состоянию на 01.01.2022 задолженности на счете 303.01 вместо счета 209, так как в декабре перенос задолженности на счет 209.34 не был сделан? Как сделать перенос задолженности на АнКВИ 510 - через ошибки прошлых лет, какой датой? Какими проводками отразить полученную в августе от ИФНС сумму переплаты? Необходимо ли отразить в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год увеличение остатков денежных средств за счет возврата дебиторской задолженности (строка 1983 КБК 510)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перенос излишне перечисленной суммы НДФЛ в 2021 году на счет 209 34 с указанием в 15-17 разрядах номера счета соответствующего кода вида расходов и в дальнейшем на счет 209 34 с указанием в 15-17 разрядах номера счета АнКВИ 510 осуществляется в порядке исправления ошибки прошлых лет на дату обнаружения ошибки на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с применением счета 304 86 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году".
Сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности по строке 1981 раздела 1 по статье 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" АнКВИ.
Обоснование вывода:
В рамках расчетов по НДФЛ учреждение в соответствии со ст. 226 НК РФ является налоговым агентом, то есть лицом, которое производит исчисление и уплату НДФЛ в отношении доходов налогоплательщика (работника), источником которых он является. Начисленную сумму НДФЛ налоговые агенты должны удержать непосредственно из доходов физического лица (в данном случае работника) при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Соответственно, счет 303 01 "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" может применяться для учета расчетов по суммам НДФЛ, удержанных из доходов работников. В случае ошибочного перечисления учреждениям каких-либо сумм, не удержанных из доходов работников, даже несмотря на указание в Заявке на кассовый расход информации, позволяющей налоговому органу идентифицировать платеж в качестве уплаченного НДФЛ, по нашему мнению, у учреждения нет достаточных оснований для учета расчетов с применением счета 303 01. Такие переплаты по факту их выявления могут быть перенесены на счет 209 34 с указанием в 15-17 разрядах номера счета аналитического учета кода классификации расходов до момента зачета переплаты в счет погашения задолженности в течение отчетного периода либо до возврата излишне перечисленных средств налоговым органом по правилам ст. 78 НК РФ.
При возврате переплаты до окончания текущего финансового года в бухгалтерском учете бюджетного учреждения подлежала отражению операция по восстановлению кассовых расходов.
При этом, согласно прямым нормам, установленным п. 62.4.1 Порядка N 85н и п. 13.1 Порядка N 209н, поступления государственных (муниципальных) бюджетных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам следует относить на АнКВИ 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" в увязке со статьей 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" КОСГУ (смотрите также письма Минфина России от 18.08.2018 N 02-06-05/33813, от 14.02.2020 N 02-08-05/10475, от 06.02.2020 N 02-07-10/7764).
В течение финансового года дебиторская задолженность, числящаяся на счете 209 34, отражается по счету XXXX 0000000000 111 0 209 34. Возврат дебиторской задолженности по расходам прошлых лет отражается с указанием в 15-17 разрядах номеров аналитических счетов учета статьи 510 "Поступление денежных средств и их эквивалентов" АнКВИ (письмо Минфина России и Федерального казначейства от 19.04.2018 NN 02-06-07/26400, 07-04-05/02-7273, письма Минфина России от 20.12.2017 N 02-07-10/85225, от 11.04.2018 N 02-06-10/24052). Порядок переноса такой задолженности на счет аналитического учета счета 209 34, в 15-17 разрядах которого указывается код АнКВИ 510, нормативно не урегулирован. В то же время в учете казенных учреждений операции по переносу дебиторской задолженности по расходам, образовавшейся в течение отчетного периода (2020 года), в состав дебиторской задолженности прошлых лет подлежат отражению в отчетности 2020 года, то есть последним днем отчетного периода прямой корреспонденцией счетов (п. 7.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291). Кроме того, финансовым ведомством предусмотрена обязанность бюджетных учреждений по переносу задолженности по возврату авансов, не исполненной на конец финансового года, на аналитический код подвида доходов бюджета 510 (п. 13.3 приложения N 1 к письму Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373, п. 11.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 17.12.2020 NN 02-04-04/110850, 07-04-05/02-26291). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации дебиторская задолженность также подлежит переносу на счет аналитического учета счета 209 34, в 15-17 разрядах которого указывается код АнКВИ 510, последним днем отчетного периода (2021 года).
Исправление ошибки производится в бухгалтерском учете в рассматриваемой ситуации дополнительной бухгалтерской записью на дату обнаружения ошибки (п. 28 "Учетная политика...", п. 18 Инструкции N 157н). Бухгалтерские записи по исправлению ошибок оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета, а также период, за который он составлен, и период, в котором были выявлены ошибки. Бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском учете в отдельном Журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет.
Для отражения в учете исправительных бухгалтерских записей в целях исправления ошибок прошлого года, не оказавшей влияния на финансовый результат деятельности учреждения, может быть использован счет 304 86 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году" (п. 281 Инструкции N 157н). Инструкция N 174н не содержит типовых бухгалтерских записей для отражения операций по исправлению ошибок прошлых лет, поэтому их необходимо определить в рамках учетной политики по согласованию с учредителем или финорганом (п. 4 Инструкции N 174н).
По исправленным с применением специальных счетов ошибкам формируются Сведения (ф. 0503773), с указанием исправленных входящих остатков в графе 6 (код причины 03 - исправление ошибок прошлых лет при ошибке, выявленной самостоятельно), и текстовая часть Пояснительной записки (ф. 0503760).
Согласно п. 110 Инструкции N 174н поступление средств по иным доходам отражается по дебету счетов 0 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет (КВР 111) Х 209 34 561 Кредит Х 304 86 732,
Дебет Х 304 86 832 Кредит Х 303 01 731
- дополнительной бухгалтерской записью отражен перенос дебиторской задолженности по ошибочной переплате налога на доходы физических лиц на счет учета доходов от компенсации затрат;
2. Дебет (АнКВИ 510) Х 209 34 561 Кредит Х 304 86 732,
Дебет Х 304 86 832 Кредит (КВР 111) Х 209 34 661
- дополнительной бухгалтерской записью отражен перенос дебиторской задолженности в состав дебиторской задолженности прошлых лет последним рабочим днем года;
3. Дебет Х 201 11 510 Кредит Х 209 34 661
увеличение забалансового счета 17 (АнКВИ 510, КОСГУ 510)
- отражено поступление дебиторской задолженности на лицевой счет бюджетного учреждения.
Общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - План ФХД) утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н) и применяются при формировании Планов ФХД, начиная с планов на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов).
Показатели Плана ФХД и обоснования (расчеты) плановых показателей должны формироваться в том числе и в части планируемых поступлений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет - по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Принимая во внимание, что возврат дебиторской задолженности прошлых лет классифицируется как источник финансирования дефицитов бюджетов, то в соответствии с Требованиями N 186н такие суммы не включаются в состав планируемых доходов или расходов, а отражаются в составе прочих поступлений. Так, планируемые суммы прочих поступлений отражаются в строках 1980-1990. При этом увеличение остатков денежных средств за счет возврата дебиторской задолженности прошлых лет отражается по строке 1981.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
18 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.