Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Учреждение на конец 2021 года отчиталось о 100% выполнения госзадания. В ходе проверки выявлены нарушения, в том числе невыполнение госзадания за 2021 год. По акту проверки в 2022 году бюджетное учреждение должно вернуть в доход бюджета субсидии за 2021 год. Учреждение планирует возмещать средства с КФО 4. Как отразить в учете возврат субсидий с КФО 4 (КВР, КОСГУ)?

Учреждение на конец 2021 года отчиталось о 100% выполнения госзадания. В ходе проверки выявлены нарушения, в том числе невыполнение госзадания за 2021 год. По акту проверки в 2022 году бюджетное учреждение должно вернуть в доход бюджета субсидии за 2021 год. Учреждение планирует возмещать средства с КФО 4. Как отразить в учете возврат субсидий с КФО 4 (КВР, КОСГУ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации можно говорить о допущенной ошибке, в результате которой не был своевременно рассчитан и отражен остаток субсидии, подлежащий возврату учредителю. Полагаем, возврат средств следует отражать именно в качестве операций по возврату остатка субсидий прошлых лет, с применением АнКВИ 610 и статьи 610 КОСГУ. Применение элемента вида расходов 853 в увязке с подстатьей 241 КОСГУ обоснованно, когда речь идет не о возврате средств в связи с невыполнением задания, а когда речь идет именно о нарушении порядка использования учреждением средств субсидии, например, при нецелевом использовании средств.

Обоснование вывода:
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (п. 1 ст. 265 БК РФ). Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются, в частности, проверка, ревизия, результаты которых оформляются актом (ст. 267.1 БК РФ).
Отметим, что прямая обязанность по возврату в доход бюджета субсидии на выполнение задания возникает только в размере, соответствующем недостигнутым показателям, характеризующим объем выполнения государственного (муниципального) задания (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ). Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 30.06.2020 N 09-07-10/56809, от 06.02.2020 N 02-07-10/7764, от 23.12.2019 N 09-07-07/100885. Только в этом случае перечисление средств субсидии в доход бюджета отражается в учете и отчетности бюджетных и автономных учреждений в качестве операций по возврату остатка субсидий прошлых лет, то есть в качестве увеличения по забалансовому счету 18 с указанием АнКВИ 610, КОСГУ 610.
Перечисление средств в доход бюджета в случае установления ревизорами нарушений порядка использования учреждением средств субсидии на выполнение задания не рассматривается в качестве возврата в доход бюджета остатка субсидии на задание прошлых лет: операции по перечислению в доход бюджета бюджетными (автономными) учреждениями средств государственного задания в случаях исполнения решений органов государственного (муниципального) контроля отражаются с применением элемента вида расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ (смотрите абзац 9 п. 10 письма Минфина России и Федерального казначейства от 01.12.2021 NN 02-06-07/97427, 07-04-05/02-29373). По экономическому смыслу для учреждения это расходная операция, отражаемая в рамках КФО 2.
В рассматриваемой ситуации учреждением отражено выполнение госзадания прошлого года в полном объеме. Однако решением КСП установлено, что госзадание было выполнено не в полном объеме. Полагаем, в такой ситуации можно говорить о допущенной ошибке, в результате которой не был своевременно рассчитан и отражен остаток субсидии, подлежащий возврату учредителю. При этом ошибка была допущена как в учете учреждения, так и учредителя*(1).
Учитывая, что в результате исправления ошибки в учете учреждения будет рассчитан и отражен остаток субсидии, подлежащий возврату учредителю, полагаем, ее возврат следует отражать именно в качестве операций по возврату остатка субсидий прошлых лет, с применением АнКВИ 610 и статьи 610 КОСГУ. Применение элемента вида расходов 853 в увязке с подстатьей 241 КОСГУ обоснованно, когда речь идет не о возврате средств в связи с невыполнением задания, а когда речь идет именно о нарушении порядка использования учреждением средств субсидии, например, при нецелевом использовании средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Ответ прошел контроль качества

21 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В зависимости от периода возникновения ошибки (дата фактического предоставления отчета о выполнении задания) ее исправление может осуществляться разными способами. Подробнее смотрите:
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок прошлых лет в учете расчетов (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухучете, допущенных в текущем году (для бюджетной сферы).