Государственное унитарное предприятие (ГУП) согласно переданным от федерального органа исполнительной власти полномочиям осуществляло заключение и исполнение контрактов, связанных со строительством объекта капитального строительства. За счет доведенных лимитов бюджетных обязательств ГУП заключило контракт на строительный контроль объекта капитального строительства с поэтапным выполнением работ. В апреле 2022 года на основании акта выполненных работ по государственному контракту подрядчику был оплачен выполненный этап работ по стройконтролю с лицевого счета, открытого в органе казначейства. В сентябре 2022 года на основании распоряжения Правительства было заключено соглашение о замене государственного заказчика по контрактам, связанным со строительством объекта капитального строительства (федеральному казенному учреждению, другая глава по БК). ГУП передало бюджетные обязательства по госконтракту, а также денежные обязательства и кассовую выплату федеральному казенному учреждению (новому государственному заказчику) по акту приемки-передачи кассовых выплат, поступлений и обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (форма по КФД 0531728). При этом в бюджетном учете ГУП осталась кредиторская задолженность со сформированными капитальными вложениями в объект капитального строительства (Дебет КРБ 1 106 11 310 Кредит КРБ 1 302 28 734). Так как кассовая выплата (Дебет КРБ 1 302 28 834 Кредит КРБ 1 304 05 228) было передана казенному учреждению, то в бюджетном учете ГУП образовалась кредиторская задолженность. Сами капитальные вложения будут передаваться позже. Какими корреспонденциями счетов отразить передачу от ГУП и получение казенным учреждением кредиторской задолженности (номер счета и КОСГУ)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бюджетном учете ГУП и федерального казенного учреждения передача и принятие обязательств можно отразить с применением счета 1 401 20 281 "Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям" и 1 401 10 195 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора" соответственно.
Обоснование позиции:
Инструкцией N 162н не предусмотрено корреспонденций счетов для рассматриваемой в вопросе хозяйственной ситуации. Поэтому вне зависимости от какого-либо предложенного варианта учет, порядок передачи и принятия кредиторской задолженности по счету 302 28 необходимо согласовать с финансовым и (или) вышестоящим органом ГУП и казенного учреждения (п. 2 Инструкции N 162н).
Вместе с тем полагаем, что передачу (принятие) кредиторской задолженности между предприятием и учреждением можно отразить по аналогии с безвозмездной передачей (поступлением) обязательств.
В рассматриваемой ситуации на основании соответствующего постановления Правительства РФ у ГУП возникает обязанность передать кредиторскую задолженность, сформированную в рамках капитальных вложений в объект нефинансового актива (объекта недвижимого имущества), а у федерального казенного учреждения принять соответствующую кредиторскую задолженность. Учитывая, что речь идет о передаче (получении) кредиторской задолженности, связанной с капитальными вложениями в объект строительства, основания для переквалификации данной кредиторской задолженности из категории расходов капитального характера в категорию расходов текущего характера, на наш взгляд, отсутствуют.
Следовательно, передача (поступление) кредиторской задолженности, сформированной в рамках капитальных вложений в объект нефинансового актива (объекта недвижимого имущества), осуществляется в порядке безвозмездных неденежных перечислений (поступлений) капитального характера. Данный подход позволит корректно сформировать затраты, связанные со строительством объекта у нового застройщика.
Согласно п. 10.8.1 Порядка N 209н операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, в том числе активов в составе государственной (муниципальной) казны публично-правового образования, а также показателей, уменьшающих стоимость основных фондов, внутри сектора государственного управления в рамках одного публично-правового образования отражаются по подстатье 281 "Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям" КОСГУ. Несмотря на то, что в данной норме Порядка N 209н отсутствует прямое указание на возможность применения подстатьи 281 КОСГУ при безвозмездной передаче обязательств между получателями бюджетных средств, считаем возможным в рассматриваемой ситуации отразить расходы по передаче кредиторской задолженности с применением указанной подстатьи КОСГУ.
В свою очередь, безвозмездные неденежные поступления капитального характера в сектор государственного управления от сектора государственного управления, организаций государственного сектора подлежат отражению по подстатье 195 "Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора" КОСГУ (п. 9.9.5 Порядка N 209н).
Согласно положениям абзаца 11 п. 23 Инструкции N 191н безвозмездная передача (получение) финансовых активов (за исключением денежных средств) и обязательств между получателями бюджетных средств, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств, отражается с применением счетов:
- у передающей стороны - КРБ 1 401 20 281 "Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям";
- у принимающей стороны - КДБ 1 401 10 195 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора".
Порядок формирования 1-17 разрядов номеров счетов в таких случаях аналогичен общему порядку формирования 1-17 разрядов при отражении операций в рамках межведомственных расчетов между участниками бюджетного процесса по неденежным поступлениям (передачам) с учетом новых требований, предусмотренных п. 12.1.8, п. 48.8 Порядка N 85н (смотрите также письмо Минфина России от 27.09.2022 N 02-07-07/93188). В частности, у передающей стороны применяется элемент вида расходов 804 "Безвозмездные межведомственные неденежные передачи" (п. 48.8.12 Порядка N 85н), а у принимающей стороны (федерального казенного учреждения) - подстатья 194 "Безвозмездные межведомственные неденежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.8.4 Порядка N 85н).
Таким образом, в бюджетном учете ГУП и казенного учреждения передача и принятие обязательств может быть оформлена следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет КРБ 1 302 28 834 Кредит КРБ 1 401 20 281
- отражена передача кредиторской задолженности в бюджетном учете ГУП;
2. Дебет КДБ 1 401 10 195 Кредит КРБ 1 302 28 734
- отражено принятие к учету кредиторской задолженности у федерального казенного учреждения.
В заключении отметим, что, учитывая факт формирования первоначальной стоимости нефинансового актива (объекта недвижимого имущества) в виде показателя по счету 106 11 в результате исполнения обязательств (отражения кредиторской задолженности) перед контрагентом, считаем необходимым, помимо передачи/получения самой кредиторской задолженности, отразить одновременную передачу/получение информации о произведенных капитальных вложениях в объект капитального строительства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
24 октября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.