Органом власти заключены договоры о предоставлении торговых мест. Органом власти заключен договор о бухгалтерском обслуживании с централизованной бухгалтерией. Контрольно-счетной палатой в адрес централизованной бухгалтерии вынесено решение о привлечении к ответственности за искажение показателя просроченной дебиторской задолженности в квартальной бюджетной отчетности. Решение о переносе дебиторской задолженности, возникшей в связи с неуплатой за пользование торговых мест, в разряд просроченной относится к обязанности органа власти или централизованной бухгалтерии? На кого возлагается ответственность за неотражение показателя просроченной дебиторской задолженности: на централизованную бухгалтерию или субъект централизованного учета (орган власти)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если причиной искажения показателей бюджетной отчетности послужила несвоевременная передача должностными лицами субъекта учета документов, на основании которых в бюджетной отчетности должны быть отражены соответствующие показатели, то, по нашему мнению, к административной ответственности вполне обоснованно может быть привлечен руководитель субъекта учета. И, напротив, если должностными лицами субъекта учета своевременно и в полном объеме были переданы все необходимые для отражения соответствующих показателей документы, то ответственность за искажение отчетности возлагается на должностное лицо централизованной бухгалтерии.
Обоснование вывода:
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
За организацию ведения бухгалтерского (бюджетного) учета несет ответственность руководитель учреждения, который обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (чч. 1, 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
За искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности ответственность применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и к лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета. При этом в ч. 8 ст. 7 Закона N 402-ФЗ поименованы отдельные случаи единоличной ответственности руководителя субъекта учета.
Как правило, суд устанавливает лицо, ответственное за представление отчетности, за ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, за составление консолидированной отчетности, исходя из положений должностных инструкций. Именно это является основным аргументом для признания того или иного должностного лица субъектом ответственности в конкретном случае, в том числе в спорных ситуациях (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 07.09.2017 N 02-06-10/57741).
Ответственность за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, если такое искажение допущено в результате:
- несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;
- непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета (п. 5 Примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ).
Соответственно, если причиной искажения показателей бюджетной отчетности послужила несвоевременная передача должностными лицами субъекта учета документов, на основании которых в бюджетной отчетности должны быть отражены соответствующие показатели, то, по нашему мнению, к административной ответственности вполне обоснованно может быть привлечен руководитель субъекта учета. И, напротив, если должностными лицами субъекта учета своевременно и в полном объеме были переданы все необходимые для отражения соответствующих показателей документы, то ответственность за искажение отчетности возлагается на должностное лицо централизованной бухгалтерии.
При передаче органом власти полномочий по ведению учета другой организации, в том числе казенному учреждению, разграничение ответственности между централизованной бухгалтерией и субъектом централизованного учета (органом власти) обеспечивается включением необходимых условий непосредственно в договор (соглашение), заключенное сторонами, предметом которого является оказание соответствующих услуг.
Кроме того, в соглашении должна быть прописана ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.
Требование о комиссионном принятии решения о признании задолженности просроченной, а также о документальном оформлении подобного решения положениями Инструкции N 157н не установлено. Суждение об отнесении дебиторской задолженности к просроченной формируется путем сопоставления предельной даты погашения задолженности с отчетной датой. При этом правовым основанием для возникновения требований к дебитору в рассматриваемой ситуации является договор, содержащий условия о сроках и периодичности внесения платы.
Полагаем, что при наличии в условиях договора четких формулировок относительно сроков внесения платы за предоставление торговых мест необходимость предоставления субъектом учета каких-либо дополнительных документов в целях формирования показателя просроченной дебиторской задолженности отсутствует. Иными словами, при достаточности информации в договорах о предоставлении торговых мест ответственности за искажение показателей просроченной дебиторской задолженности подлежат должностные лица централизованной бухгалтерии.
В случае, если договоры о предоставлении торговых мест не содержат необходимых условий, позволяющих однозначно определить предельную дату внесения платы, к административной ответственности может быть привлечено как должностное лицо централизованной бухгалтерии, так и должностное лицо субъекта учета. Так, например, должностные лица централизованной бухгалтерии не будут подлежать административной ответственности в том случае, если после обнаружения в рамках внутреннего контроля недостаточности информации в представленных субъектом учета документах до сведения руководителя субъекта учета была доведена соответствующая информация. В том случае, если руководитель не принял мер по устранению выявленного нарушения, к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ вполне обоснованно может быть привлечен именно он. Если же должностные лица централизованной бухгалтерии, установив отсутствие в договорах необходимых условий, не предприняли мер по получению недостающей информации, то вопрос об исключении их вины, на наш взгляд, является спорным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
26 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.