В 2021 году была совершена кража денежных средств из кассы бюджетного учреждения путем взлома сейфа неустановленным лицом. Проведена инвентаризация и установлен факт недостачи. Недостача была списана по результатам инвентаризации на счет 209 81. В августе 2022 года получено уведомление о приостановлении предварительного следствия в связи с п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ. Данная задолженность подлежит списанию на основании полученного уведомления. Какой корреспонденцией счетов списать дебиторскую задолженность по недостаче денежных средств со счета 209 81? Какой КБК выбрать к счету 401 10 173? Какой код должен быть у счета 04?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В 15-17 разрядах номера счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" при списании дебиторской задолженности может быть использован АнКВД 180 или нули.
Порядок ведения аналитического учета по забалансовому счету 04 "Сомнительная задолженность" действующими нормативными правовыми актами не урегулирован. Соответственно, такой порядок должен быть разработан и закреплен в рамках учетной политики бюджетного учреждения.
Обоснование вывода:
Согласно п. 110 Инструкции N 174н суммы, списанные с балансового учета в связи с приостановлением согласно законодательству Российской Федерации предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным, отражаются по дебету счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" с одновременным отражением задолженности на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность".
При ведении бюджетными учреждениями бухгалтерского учета хозяйственные операции на счетах отражаются (п. 2.1 Инструкции N 174н):
- в 1-4 разрядах номера счета - код раздела, подраздела классификации расходов бюджетов;
- в 5-14 разрядах номера счета - нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения;
- в 15-17 разрядах номера счета - статья аналитической группы подвида доходов бюджетов, код вида расходов, статья аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов.
Исключений относительно порядка формирования номеров счета 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" Инструкцией N 174н не предусмотрено.
По своему экономическому смыслу операции по списанию дебиторской задолженности являются доходами бюджетного учреждения. Следовательно, в 1-17 разрядах номера счета 0 401 10 173 указывается код бюджетной классификации доходов бюджета с отражением в 15-17 разрядах АнКВД.
Согласно п. 2.1 Инструкции N 174н по счетам аналитического учета счета 0 209 81 000 "Расчеты по недостачам денежных средств" в 1-17 разрядах номера счета отражаются нули.
Порядком N 85н не урегулирована конкретная статья аналитической группы подвида доходов бюджетов, на которую можно было бы отнести доходы от списания дебиторской задолженности.
В свою очередь, поскольку в рассматриваемой ситуации учреждение не получает доходов от уплаты штрафа, пеней, неустойки или возмещения ущерба, а также не происходит реализации имущества или других доходных операций от использования собственности, считаем применение АнКВД 120 "Доходы от собственности", 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат", 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" и 150 "Безвозмездные денежные поступления" нецелесообразным. Также нецелесообразно применение группы подвидов доходов 400 "Выбытие нефинансовых активов", поскольку в рассматриваемой ситуации не происходит реализации или иного выбытия нефинансовых активов.
Вместе с тем согласно п. 12.1.7 Порядка N 85н на статью 180 "Прочие доходы" аналитической группы подвида доходов бюджетов относятся прочие неналоговые доходы, не отнесенные на другие статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 100 "Доходы", в том числе доходы от непериодических выплат компенсаций в счет возмещения вреда или убытков, кроме страхового возмещения, выплачиваемого страховыми организациями в соответствии с договорами страхования.
Не исключена ситуация, при которой при списании дебиторской задолженности будут отражаться коды бюджетной классификации, аналогичные указанным в 1-17 разрядах кодам по счету, по которому числилась задолженность, то есть в порядке аналогичном порядку применения в 1-17 разрядах к счету 0 209 81 000 "Расчеты по недостачам денежных средств".
Также информация Федерального казначейства от 01.07.2022 "Контрольные соотношения для показателей форм консолидированной бюджетной отчетности, представляемой финансовыми органами субъектов Российской Федерации в Федеральное казначейство" предусматривает увязку подстатьи 173 КОСГУ с кодом аналитики ХХХ, 000. То есть в рассматриваемой ситуации может быть использован АнКВД 180 или нули.
Учитывая неурегулированность вопроса, окончательное решение о порядке формирования 15-17 разрядов номера счета 0 401 10 173 целесообразно согласовать с финансовым органом, на счете которого бюджетному учреждению открыты лицевые счета, и (или) с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя, и закрепить в учетной политике.
В соответствии с положениями п. 340 Инструкции N 157н аналитический учет по забалансовому счету 04 "Сомнительная задолженность" ведется в разрезе:
- видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов;
- дебиторов (должников), с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания;
- видов поступлений (выплат) (источников финансового обеспечения);
- кодов классификации доходов бюджетов;
- уникальных идентификаторов начислений (УИН);
- правовых оснований.
Требование о ведении аналитического учета в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) для забалансового счета 04 "Сомнительная задолженность" не установлено. Однако, по нашему мнению, для идентификации указанной сомнительной задолженности целесообразно вести аналитический учет и по кодам КОСГУ.
Дебиторская задолженность, как и кредиторская, может образоваться как в рамках "доходных" операций, так и в рамках "расходных". Непосредственно Инструкцией N 157н не определено понятие "вид поступлений". Вместе с тем, исходя из положений п. 21.2 Инструкции N 157н, под аналитическим кодом вида поступлений или выбытий подразумеваются коды, соответствующие коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации:
- аналитической группе подвида доходов бюджетов;
- коду вида расходов;
- аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов.
Соответственно, аналитический учет в разрезе видов поступлений (выплат) по забалансовому счету 04 "Сомнительная задолженность" должен указывать на характер учитываемой задолженности, а именно - указывать на то, является ли такая задолженность "расходной" или "доходной".
Для выполнения требований Инструкции N 157н в части организации аналитического учета по счету 04 "Сомнительная задолженность", списанной с баланса дебиторской задолженности по доходам от недостачи денежных средств в кассе, в бюджетном учреждении должен быть организован с указанием, в частности, кода классификации доходов бюджетов.
Вместе с тем конкретный порядок ведения аналитического учета по забалансовому счету 04 "Сомнительная задолженность" действующим нормативными правовыми актами не урегулирован. Соответственно, такой порядок должен быть разработан и закреплен в рамках учетной политики бюджетного учреждения.
Так, одним из вариантов отражения кода классификации доходов бюджета и статьи/подстатьи КОСГУ для целей аналитического учета по забалансовому счету 04 "Сомнительная задолженность" является указание в 1-17 разрядах кода, по которому было отражено списание дебиторской задолженности (1-17 разряды счета 401 10 173), а в части выбора кода КОСГУ - 24-26 разряды номера счета 401 10 173, в частности, в 15-17 разрядах кода бюджетной классификации могут быть указаны АнКВД 180 или нули, а в части подстатьи КОСГУ - подстатья 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья
Ответ прошел контроль качества
8 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.