Управление образования (учредитель) в рамках централизованного снабжения заключило договор с контрагентом о поставке материальных запасов (тарелок, продуктов питания) для подведомственного автономного учреждения. Заказчиком и получателем груза является непосредственно управление образования (учредитель). В адресе доставки указано местоположение автономного учреждения. Товарная накладная подписывается должностными лицами учредителя или должными лицами автономного учреждения согласно доверенности от имени управления образования. Можно ли осуществлять передачу и получение материальных запасов (тарелки, продукты питания) в рамках централизованного снабжения с применением счета 105 3Х, или необходимо использовать счет 106 34? Требуется ли в бюджетном учете учредителя использовать забалансовый счет 05, а в бухгалтерском учете автономного учреждения - забалансовый счет 22?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок отражения хозяйственных операций в бюджетном учете управления образования с использованием счета 105 3Х или 106 34 необходимо закрепить в рамках учетной политики учредителя.
Так как согласно условиям договора учредитель является не только заказчиком и плательщиком, но и грузополучателем, забалансовые счета 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению" в бюджетном учете учредителя и 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" в бухгалтерском учете автономного учреждения не применяются.
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в рамках данного вопроса нами не рассматривался вопрос правомерности осуществления закупки учредителем материальных запасов за счет бюджетных средств для целей обеспечения нужд автономного учреждения.
Под централизованным снабжением понимается обеспечение материальными ценностями учреждения (грузополучателя) при осуществлении расчетов с поставщиками за эти поставленные ценности иным учреждением (заказчиком), уполномоченным (ответственным) на централизованное снабжение. Порядок отражения операций по централизованному снабжению материальными ценностями установлен разделом 6 Инструкции N 162н.
В то же время в рассматриваемой ситуации заказчиком, плательщиком и грузополучателем согласно условиям заключенного договора является непосредственно управление образования (учредитель). Соответственно, порядок отражения операций, предусмотренный разделом 6 Инструкции N 162н, в том числе с использованием забалансового счета 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению" у учредителя (п. 341 Инструкции N 157н) и забалансового счета 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" у автономного учреждения (п. 375 Инструкции N 157н), в такой ситуации не применяется.
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бюджетного учета операций по приобретению учредителем имущества для нужд подведомственного автономного учреждения, при котором заказчиком, плательщиком и грузополучателем по договору является непосредственно учредитель.
Вместе с тем, учитывая тот факт, что приобретаемые управлением образования материальные запасы изначально не планируются к использованию в деятельности учредителя, а предназначены для целей передачи подведомственному учреждению, считаем возможным организовать учет операций по приобретению и передаче закупаемых материальных запасов с использованием счета 106 34 "Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество". В свою очередь, не исключена ситуация, при которой будет принято решение об отражении поступающих по договору поставки материальных запасов с использование соответствующего счета аналитического счета 105 3Х "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения". Конкретный порядок отражения необходимо закрепить в рамках учетной политики управления образования (учредителя).
По общему правилу право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения только с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Для подтверждения возникновения права оперативного управления и, как следствие, для отражения в балансовом учете активов, поступающих в рамках организованного уполномоченными органами снабжения, автономное учреждение должно располагать документами, подтверждающими:
1) принятие органом, осуществляющим права собственника, решения о передаче (закреплении) имущества на праве оперативного управления (решение может быть оформлено в виде отдельного правового акта, может содержаться в контракте или иных документах, правовых актах);
2) приемку-передачу имущества на основании такого решения, оформленных первичными учетными документами.
Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых организациями бюджетной сферы, и Методические указания по их применению утверждены Приказом N 52н.
При передаче объектов нефинансовых активов между субъектами учета, в том числе при закреплении права оперативного управления, оформляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Согласно положениям Методических указаний (Приложение 5 к Приказу N 52н) при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах, используется Извещение (ф. 0504805).
Таким образом, передача от учредителя и принятие к балансовому учету в бухгалтерском учете автономного учреждения материальных запасов по стоимости, сформированной при безвозмездной передаче (получении), при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, осуществляется на основании Актов о приеме-передаче (ф. 0504101) и Извещения (ф. 0504805), что предусмотрено также п. 34 Инструкции N 183н.
Согласно п. 26 Инструкции N 162н безвозмездная передача материальных запасов отражается в корреспонденции с дебетом счета 0 401 20 240 "Расходы на безвозмездные перечисления текущего характера организациям", в частности, согласно п. 10.4.1 Порядка N 209н применяется подстатья 241 "Безвозмездные перечисления (передачи) текущего характера сектора государственного управления" КОСГУ.
Поступление материальных запасов в бухгалтерском учете автономного учреждения при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при получении от организаций бюджетной сферы согласно п. 34 Инструкции N 183н отражается в корреспонденции с кредитом счета 4 401 10 190 "Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления". В соответствии с п. 9.9.1 Порядка N 209н безвозмездные неденежные поступления текущего характера в сектор государственного управления от сектора государственного управления, организаций государственного сектора отражаются с применением подстатьи 191 "Безвозмездные неденежные поступления текущего характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора" КОСГУ.
Отметим, что факт отражения передачи материальных ценностей в учете учредителя с применением балансового счета 106 34 "Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество" или 105 ХХ "Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" не влияет на порядок отражения в учете поступления в учете автономного учреждения. В случае отсутствия у учреждения дополнительных расходов, связанных с получением материальных запасов (например, с приведением в состояние, пригодное для использования), на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов они принимаются к балансовому учету непосредственно на счет 105 ХХ "Материальные запасы". Данный вывод также подтверждается тем, что на сегодняшний день действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена консолидация бюджетной отчетности получателей бюджетных средств и бухгалтерской отчетности автономных учреждений.
В то же время не следует забывать, что ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, учитываются на забалансовых счетах (п. 332 Инструкции N 157н). Объекты имущества, принятые учреждением на хранение, отражаются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (п. 335 Инструкции N 157н). Соответственно, в случае если Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) и Извещение (ф. 0504805) при закреплении права оперативного управления оформляются учредителем в день, отличный от поступления от поставщика материальных запасов, учреждением учет таких материальных запасов осуществляется на забалансовом счете 02.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. В бюджетном учете учредителя:
1.1. Дебет КРБ 1 106 34 34Х (105 3Х 34Х) Кредит КРБ 1 302 34 73Х
- отражено поступление материальных запасов от поставщика;
1.2. Дебет КРБ 1 401 20 241 Кредит КРБ 1 106 34 44Х (105 3Х 44Х)
- отражена передача на праве оперативного управления автономному учреждению материальных ценностей на основании соответствующего решения учредителя с оформлением Акта о приеме-передаче (ф. 0504101) и Извещения (ф. 0504805).
2. В бухгалтерском учете автономного учреждения при оформлении документов о закреплении права оперативного управления и первичных учетных документов в день отгрузки поставщиком материальных ценностей:
Дебет 4 105 ХХ 34Х Кредит 4 401 10 191
- отражено поступление от учредителя материальных запасов на основании Акта о приеме-передаче (ф. 0504101) и Извещения (ф. 0504805).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
25 августа 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.