Бюджетное учреждение заключило контракт на оказание услуг по стерилизации медицинского инструментария и изделий медицинского назначения. Срок оказания услуг - с момента заключения контракта в течение 12 месяцев. Бухгалтерия приняла обязательства на всю сумму контракта. Исполнителем исполнено обязательств на меньшую сумму. Срок исполнения контракта истек. На основании какого документа бухгалтер должен уменьшить обязательство, вернуть обеспечение контракта?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операция по корректировке сумм принятых обязательств текущего финансового года может быть отражена на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), составленной на основании документа уполномоченных должных лиц учреждения по форме, закрепленной локальным актом учреждения.
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договоров. Их условия, в том числе условие о сроке, определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Законом N 44-ФЗ прямо не предусмотрены требования о включении в контракт условия о сроке его действия. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие об окончании срока действия договора, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Вместе с тем контракт должен содержать условия о сроках исполнения обязательств (контракта) (это следует из ряда норм Закона N 44-ФЗ, например чч. 6, 7, 13 ст. 34). Исключение составляют случаи, предусмотренные пп. 1, 4 и 5 (кроме контрактов, заключенных на электронной площадке согласно ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), пп. 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51-53 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, когда требования о включении в контракт информации о сроках исполнения обязательств (чч. 6, 13 ст. 34) заказчиком могут не применяться (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Из ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ следует, что контракт в любом случае должен содержать взаимосвязанные условия о цене и о количестве товара, объеме работ, услуг, приобретаемых по контракту (далее - объем исполнения), которые могут быть сформированы в трех вариантах:
- ориентировочное значение цены контракта либо формула и максимальное значение цены контракта - в случаях, установленных Правительством РФ;
- цены(а) единиц(ы) товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта - если объем исполнения по контракту невозможно определить на момент его заключения (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). В этом случае объем исполнения определяется заявками заказчика и их фактическим исполнением (ч. 1, п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);
- цена контракта, устанавливаемая за весь объем исполнения в целом, - во всех прочих случаях.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается:
- по соглашению сторон;
- по решению суда;
- в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 1 ст. 407 ГК РФ). Перечень оснований прекращения обязательств не является закрытым, поэтому стороны могут в своем соглашении предусмотреть не упомянутое в законе или ином правовом акте основание прекращения обязательства и прекратить как договорное, так и внедоговорное обязательство, а также определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства (п. 3 ст. 407 ГК РФ).
Обязательства на счетах санкционирования расходов учитываются на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом (п. 318 Инструкции N 157н). Так, перечень документов, на основании которых возникают бюджетные и денежные обязательства у получателей средств федерального бюджета, установлен Приложением 3 к Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 30.10.2020 N 258н. При этом указанный перечень исчерпывающим не является. Ряд документов, поименованных в перечне, однозначно не относится к первичным учетным документам в контексте положений ст. 9 Закона N 402-ФЗ и п. 21 Стандарта "Концептуальные основы..." - весьма сомнительно, что в качестве первичного учетного документа могут рассматриваться, например, нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления субсидий либо приказ об утверждении штатного расписания (пп. 10, 11 Приложения 3). Соответственно, в рамках учетной политики учреждению необходимо установить не только перечень документов, на основании которых возникают принимаемые, принятые, денежные и отложенные обязательства, но и оговорить форму первичного учетного документа, на основании которого в бухгалтерском учете подлежат отражению операции по счетам санкционирования.
По общему правилу при осуществлении закупок основанием для принятия обязательств (бюджетных обязательств) являются заключенные учреждением контракты, договоры, соглашения. Однако контракты (договоры) первичными учетными документами не являются (смотрите, например, постановление АС Поволжского округа от 28.05.2015 N Ф06-23899/2015, определение ВС РФ от 13.04.2017 N 304-АД16-18025, определение ВС РФ от 25.04.2017 N 306-АД16-17822, вошедшие в Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2017), утвержденный Президиумом ВС РФ 12.07.2017).
Иными словами, заключенный договор (контракт) является документом-основанием для возникновения обязательств на счетах санкционирования расходов, однако факт хозяйственной жизни в виде заключенного договора все равно подлежит оформлению первичным (сводным) учетным документом (чч. 1, 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, пп. 20, 21 Стандарта "Концептуальные основы..."). В соответствии с положениями Приказа N 52н в целях отражения операций, совершаемых в ходе ведения хозяйственной деятельности, для отражения которых не установлены унифицированные формы первичных учетных документов (формы электронных первичных учетных документов), в качестве первичного учетного документа оформляется Бухгалтерская справка (ф. 0504833). При этом именно реквизиты документов-оснований возникновения обязательств (реквизиты договора, контракта) необходимо указывать в графе 1 Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Согласно п. 312 Инструкции N 157н показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом.
Для отражения операций на счетах санкционирования обязательств по договору, в частности, уменьшения суммы принятых, но неисполненных обязательств, в бухгалтерскую службу должен быть представлен документ, который подтверждает, что обязательства по контракту исполнены в полном объеме и дальнейшее их исполнение не предполагается. Как правило, таким документом является дополнительное соглашение к контракту или соглашение о расторжении контракта. Если из анализа условий контракта, а также действующих на территории РФ нормативных правовых актов уполномоченными должностными лицами учреждения (например, юридической службой) будет принято решение о том, что в рассматриваемом случае наличие дополнительного соглашения или соглашения о расторжении контракта не требуется и неисполненный в полном объеме контракт (исполненный на меньшую сумму) расторгнут, то такие должностные лица должны составить документ (например, акт, заключение, информацию и т.п.), на основании которого бухгалтерская служба оформит Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) и отразит в бухгалтерском учете бюджетного учреждения уменьшение суммы принятых обязательств по контракту. Такой порядок документооборота необходимо закрепить в отдельном локальном акте (по работе соответствующих должностных лиц учреждения в части заключенных контрактов). В нем можно предусмотреть, что корректировка производится на основании информации уполномоченных должностных лиц учреждения.
Таким образом, при отсутствии необходимости в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в заключении дополнительного соглашения к контракту или соглашения о расторжении контракта в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по уменьшению суммы неисполненных обязательств (остатков) текущего финансового года могут быть произведены на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), составленной на основании документа уполномоченных должных лиц учреждения по форме, закрепленной локальным актом учреждения.
На основании этого же документа может быть осуществлен возврат обеспечения исполнения контракта, если иное не установлено положениями самого контракта.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Георгий
Ответ прошел контроль качества
10 августа 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.