По какой статье (подстатье) КОСГУ в 2022 году следует отразить расходы на приобретение и установку системы оповещения в здании, которое находится в эксплуатации? Первичные документы контрагентом пока не предоставлены. Учреждение планирует учитывать систему оповещения в качестве самостоятельного инвентарного объекта.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При условии предоставления контрагентом одного "закрывающего" документа расходы на приобретение и установку системы оповещения следует отразить по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Если же будут предоставляться отдельные первичные документы, то учреждению целесообразно разделить расходы по разным статьям (подстатьям) КОСГУ:
- статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ - приобретение системы оповещения;
- подстатья 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ - установка системы оповещения.
Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие статьи и подстатьи КОСГУ организации бюджетной сферы должны руководствоваться Порядком N 209н.
Под системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) понимается комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации (п. 2.5 приказа МЧС РФ от 25.03.2009 N 173, письмо МЧС России от 17.02.2017 N 19-16-302).
Согласно п. 45 Инструкции N 157н коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, к примеру, пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оконечное оборудование единых функционирующих систем. Отметим, что такой вариант является основным.
Вместе с тем не исключена ситуация, когда единая система, исходя из ее характеристик, может быть учтена целиком как отдельное основное средство (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 16.05.2019 N 02-05-10/35563). Такое решение принимается с учетом положений учетной политики учреждения. Однако обратим внимание, что данный вариант может вызвать споры с контролирующими органами (постановления Девятого ААС от 02.03.2020 N 09АП-75278/19 (оставлено в силе постановлением АС МО от 17.08.2020 N Ф05-11175/20), АС Дальневосточного округа от 22.05.2019 N Ф03-1750/19).
В рассматриваемой ситуации в учреждении принято решение об учете системы оповещения в качестве самостоятельного инвентарного объекта. В свою очередь, предметом договора является приобретение и установка системы оповещения.
В рамках договора на поставку поставщик может производить и установку (монтаж) объектов. В таком случае условиями одного договора может быть предусмотрено возникновение у исполнителя комплекса самостоятельных обязательств (по поставке, по оказанию услуг) - такой договор не означает заключение разных договоров, но и не приводит к появлению единого обязательства (смотрите также письмо Минфина России от 22.11.2019 N 02-08-05/90814). Если при этом оформляется только накладная на поставку, то есть установка включена в стоимость объекта, то коды КОСГУ применяются из группы 300 "Поступление нефинансовых активов" как при обычной поставке объектов.
Кроме того, положениями Порядка N 209н прямо предусмотрена возможность отнесения на соответствующие статьи группы 300 КОСГУ расходов как в рамках договора купли-продажи, так и в рамках договора подряда, предусматривающего изготовление (создание) объектов нефинансовых активов (п. 11 Порядка N 209н). При этом порядок документального оформления результатов выполнения работ Актом выполненных работ не препятствует принятию к учету в составе основных средств созданных объектов при условии, что такие объекты в соответствии с требованиями действующих нормативных актов должны учитываться в составе основных средств.
Как ясно из сути вопроса, по результатам приобретения и установки у учреждения возникнет объект система оповещения, которая будет отнесена к основным средствам. Соответственно, расходы по оплате данного договора следует отразить в учете с применением статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (подп. 11.1 п. 11 Порядка N 209н).
Однако могут быть оформлены разные первичные документы, к примеру, отдельно товарная накладная на покупку и отдельно - акт на установку. В такой ситуации учреждению необходимо разделить расходы по отдельным статьям (подстатьям) КОСГУ исходя из экономического содержания затрат. Поставку следует отразить по коду КОСГУ из группы 300, а установку - по подстатьям 226 "Прочие работы, услуги" или 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ, в зависимости от того, будут ли эти расходы формировать капитальные вложения в объект или нет.
Как правило, расходы на установку и монтаж включаются в первоначальную стоимость основного средства (подп. "б" п. 15 Стандарта "Основные средства"). Одним из системных нарушений, которое постоянно выявляют ревизоры, считается отнесение затрат на сборку и установку на счет 401 20 "Расходы текущего финансового года", вместо счета 106 01 "Вложения в основные средства" (смотрите, в частности, п. 7.2 Обзора недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере).
Таким образом, при условии предоставления контрагентом одного "закрывающего" документа расходы на приобретение и установку системы оповещения следует отразить по статье 310 КОСГУ. Если же будут предоставляться отдельные первичные документы, то учреждению необходимо разделить расходы по разным статьям (подстатьям) КОСГУ:
- статья 310 КОСГУ - приобретение системы оповещения;
- подстатья 228 КОСГУ - установка системы оповещения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
10 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.