Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Муниципальному образованию Краснодарского края был реструктуризирован бюджетный кредит (увеличен срок оплаты и сумма основного долга). Как в бюджетном учете будут отражены операции по реструктуризации бюджетного кредита?

Муниципальному образованию Краснодарского края был реструктуризирован бюджетный кредит (увеличен срок оплаты и сумма основного долга). Как в бюджетном учете будут отражены операции по реструктуризации бюджетного кредита?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В учете администрации муниципального образования сумму долга по бюджетному кредиту после его реструктуризации следует отразить с применением счета 301 00 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" и статьям 710 "Увеличение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" КОСГУ и 810 "Уменьшение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Из бюджета субъекта РФ местным бюджетам могут предоставляться бюджетные кредиты (п. 2 ст. 93.3 БК РФ). Цели предоставления бюджетных кредитов и размеры платы за пользование бюджетными кредитами устанавливаются законами субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ. В силу п. 1 ст. 93.2 БК РФ бюджетный кредит может быть предоставлен в том числе муниципальному образованию на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете. Бюджетный кредит, привлеченный в местный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ, является разновидностью муниципального долга (ст. 100 БК РФ).
Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством. Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором (п. 2 ст. 93.2 БК РФ).
Понятие реструктуризации долга раскрыто в ст. 105 БК РФ - это основанное на соглашении изменение условий исполнения обязательств (погашения задолженности), связанное с предоставлением отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, изменением объемов и (или) сроков уплаты процентов и (или) иных платежей, предусмотренных действующими договорами (соглашениями) и иными документами, из которых вытекают указанные обязательства. В конкретной ситуации необходимо также руководствоваться законом Краснодарского края от 21.12.2018 N 3939-КЗ "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Закон N 3939-КЗ) и Порядком, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.01.2019 N 22 (далее - Порядок N 22).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 3939-КЗ реструктуризация муниципального долга по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета, осуществляется способами, предусмотренными частью 2 или 3 настоящей статьи, на основных условиях, установленных настоящей статьей, в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. В свою очередь, на основании ч. 2 ст. 22 Закона N 3939-КЗ одним из способов является реструктуризация муниципального долга по бюджетным кредитам, предоставленным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края из краевого бюджета, путем предоставления отсрочки исполнения обязательств при невозможности погашения указанной задолженности в установленные сроки.
Реструктуризация муниципального долга по бюджетным кредитам, предоставляемым бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, осуществляется без предоставления ими обеспечения исполнения своих обязательств по погашению задолженности по основному долгу по предоставленным бюджетным кредитам, по плате за пользование средствами краевого бюджета и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (ч. 4 ст. 22 Закона N 3939-КЗ). При этом плата за пользование средствами краевого бюджета осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования (местной администрацией) в пределах сроков, предусмотренных договором (дополнительным соглашением), в размере, установленном Законом N 3939-КЗ (п. 13 Порядка N 22). Полагаем, что в рассматриваемой ситуации при реструктуризации муниципального долга по бюджетному кредиту пересмотрена плата за пользование такими средствами. При этом размер платы, как ясно из сути вопроса, добавляется к сумме основного долга по бюджетному кредиту.
Учет операций по государственному (муниципальному) долгу, а также по начислению и выплате процентов (иных платежей), связанных с привлечением заимствований, ведется на счете 301 00 "Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам" (п. 248 Инструкции N 157н, п. 99 Инструкции N 162н). Операции по увеличению и уменьшению внутренних долговых обязательств (размещение государственных (муниципальных) ценных бумаг, получение кредитов, привлечение прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов) относятся, соответственно, на статьи 710 "Увеличение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" КОСГУ и 810 "Уменьшение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям" КОСГУ (подп. 15.1 п. 15, подп. 16.1 п. 16 Порядка N 209н). Кроме того, расходы бюджетов бюджетной системы РФ по обслуживанию государственного (муниципального) внутреннего долга, в том числе процентные платежи по бюджетным кредитам, полученным от других бюджетов бюджетной системы РФ, и другие аналогичные расходы относятся на подстатью 231 "Обслуживание внутреннего долга" КОСГУ (подп. 10.3.1 п. 10 Порядка N 209н).
Таким образом, реструктуризация обязательств (задолженности) представляет собой прекращение первоначального обязательства с заменой указанного долгового обязательства иным долговым обязательством, предусматривающим другие условия обслуживания и погашения обязательства между теми же лицами. Поэтому в бюджетном учете заемщика (администрации муниципального образования) данная хозяйственная ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов (смотрите также, к примеру, письмо Минфина России от 24.01.2013 N 02-06-07/227):
Дебет КИФ 1 210 02 710 Кредит КИФ 1 301 11 710
- отражено возникновение долгового обязательства в сумме предоставленного бюджетного кредита;
Дебет КРБ 1 401 20 231 Кредит КРБ 1 301 11 710
- начислены проценты за пользование бюджетным кредитом;
Дебет КРБ 1 301 11 810 Кредит КРБ 1 304 05 231
- отражено перечисление процентов за пользование бюджетным кредитом;
Дебет КРБ 1 401 20 231 Кредит КИФ 1 301 11 710
- начислена плата, связанная с реструктуризацией бюджетного кредита путем предоставления отсрочки исполнения обязательств;
Дебет КИФ 1 301 11 810 (обязательство до реструктуризации) Кредит КИФ 1 301 11 710 (обязательство после реструктуризации)
- отражено прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством на сумму бюджетного кредита с учетом дополнительной платы;
Дебет КИФ 1 301 11 810 (обязательство после реструктуризации) Кредит КРБ 1 304 05 810
- произведено погашение долга по бюджетному кредиту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

29 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.