Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В гимназии (г. Северодвинск Архангельской области) есть учащиеся, которым бесплатное питание положено в силу их социального статуса. Питаются две категории детей: дети из малообеспеченных семей и дети-инвалиды. Данные обучающиеся имеют право на предоставление сухих пайков (продуктовых наборов) взамен обеспечения бесплатного горячего питания в период карантинных мероприятий. Родитель (законный представитель) обучающихся, имеет право на выбор социальной поддержки в виде предоставления сухих пайков (продуктовых наборов) либо получения денежной выплаты. На какой КВР и какую подстатью КОСГУ отнести расходы на приобретение сухих пайков? По какому КВР и какой подстатье КОСГУ отразить выплату обучающимся денежной компенсации взамен положенного им продовольственного пайка?

В гимназии (г. Северодвинск Архангельской области) есть учащиеся, которым бесплатное питание положено в силу их социального статуса. Питаются две категории детей: дети из малообеспеченных семей и дети-инвалиды. Данные обучающиеся имеют право на предоставление сухих пайков (продуктовых наборов) взамен обеспечения бесплатного горячего питания в период карантинных мероприятий. Родитель (законный представитель) обучающихся, имеет право на выбор социальной поддержки в виде предоставления сухих пайков (продуктовых наборов) либо получения денежной выплаты. На какой КВР и какую подстатью КОСГУ отнести расходы на приобретение сухих пайков? По какому КВР и какой подстатье КОСГУ отразить выплату обучающимся денежной компенсации взамен положенного им продовольственного пайка?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение пайков для их последующей передачи детям из малообеспеченных семей и детям-инвалидам относятся на вид расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" в увязке с кодом 342 "Увеличение стоимости продуктов питания" КОСГУ.
Расходы на выплату обучающимся денежной компенсации взамен положенного им продовольственного пайка/питания в рамках социального обеспечения определенных категорий обучающихся в рассматриваемой ситуации подлежат отражению по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" и подстатье 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон "Об образовании...") организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, относится к мерам социальной поддержки обучающихся (подп. 2 п. 2 ст. 34 Закона "Об образовании...").
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы применяют положения:
- приказа Минфина России от 06.06.2019 N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок N 85н);
- приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Порядок N 209н).
Расходные обязательства, возникающие перед физическими лицами, обучающимися в государственных или муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, не относятся к публичным нормативным обязательствам (ст. 6 БК РФ). Порядок обеспечения бесплатным питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях определяется в частности в соответствии с постановлением Администрации Северодвинска Архангельской области от 04.09.2020 N 387-па, согласно которому право на бесплатное питание имеют как дети-инвалиды, так и обучающие из малообеспеченных семей. В связи с этим расходы на поставку продуктовых наборов для детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов могут быть отнесены к подгруппе 320 "Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат".
Так, расходы на приобретение товаров, работ, услуг в целях социального обеспечения граждан отражаются по элементу вида расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" (п. 48.3.2.3 Порядка N 85н).
Ранее специалисты финансового ведомства предлагали расходы на приобретение пайков отражать по виду расходов 323, увязанному в целях бюджетного (бухгалтерского) учета с подстатьей 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ (письма Минфина России от 25.09.2020 N 02-05-11/84451, от 07.07.2020 N 02-05-10/59291, от 22.04.2020 N 02-08-05/32645).
Но с учетом внесенных в Таблицы соответствия КВР и КОСГУ (информация от 14.04.2022) изменений, в частности в части операций по оплате контрактов на приобретение материальных запасов для последующей выдачи их гражданам в рамках социального обеспечения, расходы на приобретение пайков для их последующей передачи детям из малообеспеченных семей и детям-инвалидам относятся на вид расходов 323 "Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения" в увязке с кодом 342 "Увеличение стоимости продуктов питания" КОСГУ.
Расходы на выплату гражданам пособий, компенсаций и иных социальных выплат, не отнесенных к публичным нормативным обязательствам, относятся по элементу вида расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" (п. 48.3.2.1 Порядка N 85н). Так, данная выплата может рассматриваться аналогично выплате денежной компенсации детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взамен выдачи продуктов питания на время пребывания в семьях родственников или других граждан в выходные, праздничные или каникулярные дни, и выплате донорам в случаях замены бесплатного питания донора крови и (или) ее компонентов денежной компенсаций (п. 48.3.2 Порядка N 85н, письма Минфина России от 05.08.2019 N 02-05-11/58786, от 28.06.2019 N 02-08-10/47979). Таким образом, расходы на выплату компенсации за питание при обучении детей на дому, в том числе в период карантинных мероприятий, по нашему мнению, могут быть отнесены по элементу вида расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств".
В части применения КОСГУ отметим, что для отражения расходов по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования, в части оплаты и (или) компенсации (возмещения) стоимости товаров, услуг населению предусмотрена подстатья 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ (п. 10.6.3 Порядка N 209н). Учитывая, что в описании данной подстатьи фигурируют как оплата товаров, так и их компенсация, считаем возможным отнесение расходов на выплату денежной компенсации взамен положенного им продовольственного пайка в рассматриваемой ситуации на подстатью 263 КОСГУ.

К сведению:
В свою очередь, расходы по выплатам обучающимся денежной компенсации взамен положенного им продовольственного пайка/питания, не относящиеся к социальному обеспечению, подлежат отражению по КВР 360 "Иные выплаты населению" и подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Такой вывод можно сделать на основании Таблицы соответствия КВР и КОСГУ (начиная с информации от 13.01.2021), а также письма Минфина России от 27.11.2020 N 02-08-10/103828.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

4 июля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.