Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Автономное учреждение здравоохранения транспортирует больного ребенка авиатранспортом из г. Екатеринбурга в г. Москву. Сопровождение ребенка медицинской бригадой учреждения. Выданы средства в подотчет ответственному лицу (сам не летит) на приобретение авиабилетов сотрудникам и больному ребенку. По каким КВР и КОСГУ следует отразить расходы на приобретение билетов и в случае авансирования, и в случае возмещения (для оперативности закупает билеты само ответственное лицо)?

Автономное учреждение здравоохранения транспортирует больного ребенка авиатранспортом из г. Екатеринбурга в г. Москву. Сопровождение ребенка медицинской бригадой учреждения. Выданы средства в подотчет ответственному лицу (сам не летит) на приобретение авиабилетов сотрудникам и больному ребенку. По каким КВР и КОСГУ следует отразить расходы на приобретение билетов и в случае авансирования, и в случае возмещения (для оперативности закупает билеты само ответственное лицо)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение авиабилетов для медицинской бригады - сотрудников учреждения, а также транспортируемого ребенка через иное ответственное подотчетное лицо целесообразно отразить по КВР 244 и подстатье 222 КОСГУ вне зависимости от условий выдачи денежных средств.

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации организации бюджетной сферы руководствуются положениями Порядков NN 85н и 209н исходя из экономического содержания хозяйственной ситуации (п. 3 Порядка N 209н).
Для сотрудников медицинского учреждения, сопровождающих больного ребенка, данную поездку следует рассматривать в качестве служебной командировки, которая оплачивается в общеустановленном порядке (ст. 166-168 ТК РФ).
Согласно п. 48.1.1.2 Порядка N 85н по КВР 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда" отражаются расходы по осуществлению командировочных и иных выплат и компенсаций работникам государственных (муниципальных) учреждений, обусловленных их статусом в соответствии с трудовыми договорами, законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, не включенные в фонд оплаты труда. Однако для применения данного элемента видов расходов необходимо важное условие - расходы должны возмещаться (компенсироваться) непосредственно тем сотрудникам, которые командируются.
В конкретном же случае для медицинской бригады сотрудников учреждения покупку авиабилетов осуществляет иное ответственное лицо. В такой ситуации вне зависимости от того, выдан ли ответственному лицу аванс или ему будут возмещаться денежные средства впоследствии, приобретение билетов следует рассматривать в качестве закупки. Отметим, что ни Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, ни Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ не ограничивает право заказчиков на закупку товаров (работ, услуг) за счет денежных средств, выданных под отчет своим сотрудникам.
В письме Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043 отмечается, что оплата заказчиками обязательств, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, может осуществляться в наличной форме, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм на закупку товаров, работ и услуг с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. При этом указанные расходы должны быть учтены в плане-графике размещения заказов на соответствующий год (смотрите, например, письмо Минэкономразвития России от 28.03.2014 N Д28и-385).
Соответственно, так как в данной ситуации приобретение авиабилетов осуществляется ответственным лицом для других сотрудников учреждения, то в любом случае такие расходы следует отражать по КВР 244, поскольку закупка осуществляется в целях организации командировки силами сотрудника, но от лица учреждения.
В свою очередь, приобретение учреждением, в том числе через подотчетное лицо, различных услуг и материальных ценностей, необходимых для проведения командировки, отражается по соответствующим подстатьям статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ, статьям и подстатьям группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ. Поэтому расходы в части закупки авиабилетов для медицинской бригады следует отнести на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ.
Относительно расходов на приобретение авиабилетов для больного ребенка отметим следующее.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований - при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту (п. 5 ч. 3 ст. 80 Федерального закона N 323-ФЗ). Соответственно, предоставление транспортных услуг при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, осуществляется за счет средств медицинской организации.
Согласно п. 46.9 Порядка N 85н расходы на обеспечение участия спортсменов в различного рода мероприятиях, в том числе проезд к месту проведения мероприятия и обратно, осуществляемые через командируемых подотчетных лиц, подлежат отражению по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". Полагаем, что здесь приемлем аналогичный подход, хотя ответственное лицо, которое приобретает билеты для ребенка, само не является командируемым. Это можно объяснить тем, что данные расходы непосредственно связаны с деятельностью медучреждения, в обязанности которого входит за свой счет обеспечить транспортировку больного. Следовательно, такие затраты также можно расценивать как прочую закупку для нужд учреждения и отразить их по КВР 244.
В этом случае для отражения затрат на приобретение авиабилетов для больного ребенка также возможно применение подстатьи 222 КОСГУ, ведь фактически оплачиваются транспортные услуги.
Вместе с тем во избежание претензий со стороны контролирующих органов, чтобы закупка рассматривалась от имени и в интересах учреждения, целесообразно ответственному за приобретение авиабилетов сотруднику выдать доверенность.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

24 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.