Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Согласно закону Краснодарского края от 28.07.2006 N 1081-КЗ (приложение N 7) администрации сельского поселения было передано имущество, предназначенное для водоснабжения населения (инфильтрационные галереи, изгороди водозабора, водопроводные сети и башни, насосы и т.п., то есть отдельные объекты). В бюджетном учете они отражены на счете 108 00 "Казна". В 2012 году было принято решение о реконструкции водозаборных сооружений. С 2012 года по 2022 велись строительно-монтажные работы, стоимость которых собиралась на счете 106.51. Сейчас муниципалитет готовится к сдаче водозаборных сооружений в аренду эксплуатирующей организации и проводит государственную регистрацию отдельных объектов недвижимости, входящих в состав водозаборных сооружений (здание главного корпуса, сооружение обработки осадка, здание насосной, здание хлораторной и т.п.). Он представил документы о государственной регистрации в бухгалтерию для отражения на счетах учета. Как поставить эти объекты на учет (по какой стоимости (в выписках из ЕГРН указана кадастровая стоимость))? Если их ставить по кадастровой стоимости, то нужно ли на эту сумму уменьшать стоимость, сложившуюся из строительно-монтажных работ? Каким образом списывать то имущество (насосы и т.п.), которое было заменено в результате реконструкции?

Согласно закону Краснодарского края от 28.07.2006 N 1081-КЗ (приложение N 7) администрации сельского поселения было передано имущество, предназначенное для водоснабжения населения (инфильтрационные галереи, изгороди водозабора, водопроводные сети и башни, насосы и т.п., то есть отдельные объекты). В бюджетном учете они отражены на счете 108 00 "Казна". В 2012 году было принято решение о реконструкции водозаборных сооружений. С 2012 года по 2022 велись строительно-монтажные работы, стоимость которых собиралась на счете 106.51. Сейчас муниципалитет готовится к сдаче водозаборных сооружений в аренду эксплуатирующей организации и проводит государственную регистрацию отдельных объектов недвижимости, входящих в состав водозаборных сооружений (здание главного корпуса, сооружение обработки осадка, здание насосной, здание хлораторной и т.п.). Он представил документы о государственной регистрации в бухгалтерию для отражения на счетах учета. Как поставить эти объекты на учет (по какой стоимости (в выписках из ЕГРН указана кадастровая стоимость))? Если их ставить по кадастровой стоимости, то нужно ли на эту сумму уменьшать стоимость, сложившуюся из строительно-монтажных работ? Каким образом списывать то имущество (насосы и т.п.), которое было заменено в результате реконструкции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на реконструкцию, собранные на одном счете 106 51 "Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны", должны быть распределены по каждому объекту недвижимости, подтвержденному выпиской из ЕГРН. У органа местного самоуправления нет оснований принимать объекты недвижимости по кадастровой стоимости. По материальным ценностям, полученным в результате реконструкции, профильная комиссия должна определить их дальнейшее функциональное назначение (использование, реализация, утилизация и т.д.). На время принятия такого решения данные материальные ценности могут учитываться на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении".

Обоснование вывода:
Согласно п. 19 Стандарта "Основные средства", п. 27 Инструкции N 157н при проведении реконструкции объектов нефинансовых активов производится изменение их первоначальной (балансовой) стоимости. Затраты на реконструкцию относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов по результатам проведенных работ.
Затраты, связанные с реконструкцией объектов основных средств, учитываются по дебету счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" (увеличение стоимости). Расходы организации бюджетной сферы на оплату контрактов, договоров о реконструкции основных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н).
В свою очередь, в соответствии с п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права. Следовательно, сколько в наличии у учреждения будет документов о регистрации права собственности или оперативного управления, то есть выписок из ЕГРН, столько объектов недвижимости должно быть принято к бюджетному учету.
Согласно п. 23 Инструкции N 157н первоначальной стоимостью, по которой объекты нефинансовых активов принимаются к учету, признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание). Аналогичная норма приведена также в п. 15 Стандарта "Основные средства". Балансовой стоимостью признается первоначальная стоимость актива с учетом ее изменений (п. 7 Стандарта "Основные средства", п. 27 Инструкции N 157н). Требование об учете объектов по кадастровой стоимости установлено только для земельных участков (п. 71 Инструкции N 157н). Поэтому у органа, уполномоченного на ведение имущества казны, нет оснований принимать недвижимость по кадастровой стоимости.
Таким образом, затраты на реконструкцию, собранные на одном счете 106 51 "Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны", должны быть распределены по каждому объекту недвижимости.
Однако полагаем, что до момента распределения стоимости реконструкции по объектам недвижимости учреждению можно совершить еще некоторые хозяйственные операции.
Так, на основании закона Краснодарского края от 28.07.2006 N 1081-КЗ органу местного самоуправления было передано имущество, предназначенное для водоснабжения населения, отдельными объектами основных средств. Возможно, что в конкретной ситуации целесообразно поднять вопрос об объединении нескольких инвентарных объектов основных средств в один (из которых будет состоять каждый объект недвижимости). Конечно, если в этом будет необходимость. Ведь в перечне переданного имущества есть объекты, которые могут входить в состав объекта недвижимости и составлять с ним единый инвентарный объект согласно п. 45 Инструкции N 157н. Следовательно, прежде чем ставить на бюджетный учет объекты недвижимости, созданные в результате реконструкции, администрации сельского поселения необходимо проанализировать состав переданного имущества на предмет корректности их учета в качестве самостоятельных объектов основных средств.
Отметим, что действующим законодательством не установлен порядок объединения нескольких инвентарных объектов основных средств в один. Решение об объединении нескольких основных средств в единый инвентарный объект и порядок осуществления этих операций следует утвердить в учетной политике учреждения, тем самым снизив риск предъявления претензий контролирующих органов*(1).
В результате реконструкции объекты имущества не утрачивают свойства активов, однако замененные какие-либо составные части не имеют ни полезного потенциала, ни экономической выгоды, пока не будет определено их дальнейшее функциональное назначение (утилизация, использование, реализация и т.д.). Поэтому на время принятия такого решения данные материальные ценности могут учитываться на забалансовом счете 02 "Материальные ценности на хранении" (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 28.02.2018 N 02-06-10/12969).
Вместе с тем пригодные к использованию выбывающие из состава основного средства части, как правило, относятся к материальным запасам. Их поступление отражается в учете по дебету счета 0 105 00 000 и кредиту счетов 0 401 10 172 или 0 401 10 199 (п. 23 Инструкции N 162н, письмо Минфина России от 22.10.2020 N 02-08-10/93231). Пригодные к использованию материалы, поступающие в распоряжение учреждения в рамках необменных операций, принимаются к учету по справедливой стоимости (п. 52 Стандарта "Концептуальные основы", п. 22 Стандарта "Запасы", п. 25 Инструкции N 157н).
Таким образом, профильной комиссии необходимо будет определить дальнейшую судьбу поступающих в процессе реконструкции материальных ценностей: подлежат ли они утилизации или уничтожению, в том числе с привлечением специализированной организации, могут ли они использоваться в деятельности учреждения, подлежат ли сдаче на металлолом или реализации и т.д.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет и оформление реконструкции и модернизации основных средств (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Поступление материальных запасов по результатам ремонта или списания (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Учет полученного недвижимого имущества до регистрации прав на него (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

30 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в ответе СПК: "Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов принято решение об объединении двух инвентарных объектов в один".