Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Муниципальное автономное учреждение культуры проводит на своей базе благотворительный концерт, доход от которого планируется перечислить как пожертвование автономной некоммерческой организации, помогающей людям с ограниченными возможностями здоровья. Может ли автономное учреждение выступать жертвователем средств от приносящей доход деятельности? Как оформить пожертвование в бухгалтерии: на основании какого документа провести платеж, по каким КВР и КОСГУ осуществить данные расходы?

Муниципальное автономное учреждение культуры проводит на своей базе благотворительный концерт, доход от которого планируется перечислить как пожертвование автономной некоммерческой организации, помогающей людям с ограниченными возможностями здоровья. Может ли автономное учреждение выступать жертвователем средств от приносящей доход деятельности? Как оформить пожертвование в бухгалтерии: на основании какого документа провести платеж, по каким КВР и КОСГУ осуществить данные расходы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующим законодательством не установлено запрета на перечисление автономным учреждением денежных средств, полученных от приносящей доход деятельности, в виде пожертвования при соблюдении определенных условий. При перечислении юридическим лицом пожертвования, сумма которого превышает 3 тыс. рублей, должен заключаться договор пожертвования в письменной форме. Наряду с этим целесообразно составить акт приема-передачи денежных средств. Расходы в виде добровольного пожертвования автономной некоммерческой организации могут быть отражены по КВР 853 "Уплата иных платежей" и подстатье 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ (далее - Закон N 174-ФЗ) имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 296 ГК РФ) собственником этого имущества. Общий порядок распоряжения имуществом для автономного учреждения определен в п. 2 ст. 298 ГК РФ, а также в ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ.
Так, автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если речь не идет о крупной сделке или сделке с заинтересованностью, требующих одобрения наблюдательного совета (смотрите ст. 14-17 Закона N 174-ФЗ).
По общему правилу доходы от приносящей доход деятельности, в том числе денежные средства, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. За счет таких средств могут быть осуществлены различные расходы автономного учреждения при условии, что они связаны с уставной деятельностью учреждения и предусмотрены Планом ФХД.
Денежные средства, относимые в силу ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ к вещам (движимому имуществу), могут являться предметом договора пожертвования, целью которого является дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Круг лиц, в пользу которых может быть произведено пожертвование, определен п. 1 ст. 582 ГК РФ. К ним относятся, в частности, иные некоммерческие организации.
В то же время следует учитывать, что договор пожертвования представляет собой разновидность договора дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 576 ГК РФ учреждение, которому вещь принадлежит на праве оперативного управления, вправе подарить ее только с согласия собственника, если иное не установлено законом (это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости). По своему характеру норма п. 1 ст. 576 ГК РФ является специальной по отношению к положениям п. 2 ст. 298 ГК РФ и ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ, так как последние направлены на общее регулирование отношений, связанных с распоряжением имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, а п. 1 ст. 576 ГК РФ - на регулирование отношений по распоряжению имуществом лишь одним из возможных способов - посредством дарения. Каких-либо исключений из правила п. 1 ст. 576 ГК РФ закон не устанавливает (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 31.08.2004 N КГ-А41/7448-04). Соответственно, правило п. 1 ст. 576 ГК РФ должно применяться и в отношении заключаемых договоров пожертвования - на совершение автономным учреждением такой сделки необходимо получить согласие (одобрение).
Таким образом, автономное учреждение вправе пожертвовать денежные средства от приносящей доход деятельности автономной некоммерческой организации при условии, что эти расходы согласованы, связаны с целями деятельности учреждения, указанными в его уставе, и предусмотрены в Плане ФХД.
Договор пожертвования, по сути, является разновидностью дарения, поэтому при его оформлении следует руководствоваться нормами, регулирующими порядок заключения договора дарения. Так, в случаях, когда пожертвование осуществляет юридическое лицо и сумма пожертвования превышает 3 тыс. рублей, договор должен быть заключен в письменной форме (п. 2 ст. 574 ГК РФ). Гражданское законодательство не предусматривает необходимости составления каких-либо иных документов, однако целесообразно будет составить акт приема-передачи пожертвованного имущества, в том числе денежных средств. Форма такого акта действующим законодательством не установлена, поэтому данный документ может быть разработан учреждением самостоятельно с учетом требований к обязательным реквизитам, поименованных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, п. 25 Стандарта "Концептуальные основы". Использование данной формы также должно быть закреплено в учетной политике.
Относительно применения КВР и КОСГУ отметим следующее.
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы должны руководствоваться нормами Порядков NN 85н и 209н. Обратим внимание, что операции по перечислению пожертвований в положениях этих правовых актов прямо не поименованы.
Вместе с тем перечисление добровольных пожертвований не связано с расходами на выплату персоналу, социальным обеспечением и иными выплатами в пользу юридических или физических лиц, осуществлением капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности. Также такие перечисления не повлекут взамен поставку на данную сумму товаров, оказание услуг, выполнение работ поставщиком. Кроме того пожертвования не являются субсидией или грантом. Соответственно, при осуществлении расходов по уплате подобных платежей элементы видов расходов групп 100-700 не могут быть применены.
Расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования", отражаются по коду видов расходов 853 "Уплата иных платежей" (п. 48.8.5.3 Порядка N 85н). Перечни операций, приведенные в рамках соответствующих элементов видов расходов в Порядке N 85н, в том числе и кода 853, "закрытыми" не являются, что не исключает возможности отражения иных аналогичных по экономическому содержанию операций.
В свою очередь, расходы на осуществление иных выплат несоциального характера юридическим лицам, ИП, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, не являющихся субсидиями в соответствии с БК РФ, относятся на подстатью 297 "Иные выплаты текущего характера организациям" КОСГУ (подп. 10.9.7 п. 10 Порядка N 209н).
Таким образом, расходы в виде добровольного пожертвования автономной некоммерческой организации могут быть отражены по КВР 853 в увязке с подстатьей 297 КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

6 июня 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.