Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В целях обеспечения наличными деньгами неучастников бюджетного процесса, в том числе бюджетных (автономных) учреждений, лицевые счета которым открыты в финансовом органе бюджетного учреждения, используются дебетовые (расчетные) карты, выданные на уполномоченных сотрудников таких организаций. Карты кредитной организацией выдаются непосредственно физическим лицам к счету, открытому ОФК (орган федерального казначейства). Нужно ли учитывать в бухгалтерском учете бюджетного учреждения дебетовые (расчетные) карты ОФК, которые выдаются кредитной организацией непосредственно уполномоченным сотрудникам, в частности, на забалансовом счете 01?

В целях обеспечения наличными деньгами неучастников бюджетного процесса, в том числе бюджетных (автономных) учреждений, лицевые счета которым открыты в финансовом органе бюджетного учреждения, используются дебетовые (расчетные) карты, выданные на уполномоченных сотрудников таких организаций. Карты кредитной организацией выдаются непосредственно физическим лицам к счету, открытому ОФК (орган федерального казначейства). Нужно ли учитывать в бухгалтерском учете бюджетного учреждения дебетовые (расчетные) карты ОФК, которые выдаются кредитной организацией непосредственно уполномоченным сотрудникам, в частности, на забалансовом счете 01?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение для целей контроля за банковскими картами сотрудников по согласованию с субъектом консолидации вправе в рамках формирования учетной политики ввести дополнительный забалансовый счет либо организовать их управленческий учет.

Обоснование вывода:
Правила обеспечения наличными денежными средствами и денежными средствами, предназначенными для осуществления расчетов по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, участников системы казначейских платежей установлены приказом Федерального казначейства от 15.05.2020 N 22н (далее - Приказ N 22н).
Разделом III Приказа N 22н предусмотрена возможность обеспечения учреждений наличными денежными средствами с использованием банковских карт. Открытие банковского счета для учета операций по обеспечению денежными средствами клиентов с использованием карт осуществляется на основании договора банковского счета, заключаемого между органом Федерального казначейства и кредитной организацией (п. 4 Приказа N 22н). При этом оформленная на сотрудника бюджетного учреждения банковская карта является собственностью банка и подлежит возврату кредитной организации в случаях, установленных п. 25 Приказа N 22н.
В настоящее время банковские карты, оформляемые через казначейские органы, могут использоваться:
- для расчетов с подотчетными лицами, осуществляющими в интересах госучреждения хозяйственные и иные аналогичные расходы;
- в целях обеспечения денежными средствами сотрудников, направляемых в командировки;
- для получения кассиром наличных денежных средств. Использование таких средств осуществляется в общеустановленном порядке, в том числе для выдачи подотчетным лицам, не имеющим корпоративных карт.
Банковская карта открывается казначейством на имя конкретного сотрудника, являющегося уполномоченным лицом учреждения, на совершение операций по карте, то есть карта является именной. При этом держателями банковских карт в учреждении могут быть один или несколько сотрудников, количество держателей карт согласовывается руководителем учреждения с обслуживающим банком. Иными словами, банковская карта может быть оформлена каждому подотчетному лицу учреждения. Однако необходимо учитывать, что деньги, зачисляемые на банковские карты, принадлежат не конкретным сотрудникам, а учреждению и должны направляться на определенные цели.
Заявление на получение карт по форме согласно приложению N 4 к Приказу N 22н (код формы по КФД 0531247) предусматривает обязательство держателей карт хранить их под ключом, в безопасном от огня и хищения помещении. Кроме того, согласно п. 23 Приказа N 22н изготовленные карты и конверты, содержащие пин-коды к ним, после получения от кредитной организации уведомления о готовности выдать карты получают непосредственно работники учреждения. Иными словами, банковские карты, предоставляемые работникам учреждения казначейскими органами, оформляются персонифицированно и не подразумевают передачу карты другим лицам. В рассматриваемой ситуации в учреждении были оформлены банковские карты на работников учреждения, следовательно, работники учреждения (держатели) не имеют права передавать карту другим лицам и сообщать ее ПИН-код.
Оформленная бюджетным учреждением банковская карта не является его имуществом, а также все действия с банковской картой осуществляют непосредственно работники, на имя которых она открыта. В такой ситуации оснований для учета карт на балансе не возникает, так как банковские карты не удовлетворяют понятию нефинансовых активов, установленному п. 22 Инструкции N 157н.
В целях учета имущества, находящегося у учреждения и не являющегося балансовыми объектами бухгалтерского учета, предназначены забалансовые счета (п. 332 Инструкции N 157н), учет на которых должен быть организован в соответствии с положениями раздела VII "Ведение учета на забалансовых счетах" Инструкции N 157н. Согласно п. 35 Стандарта "Концептуальные основы" объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные Стандартом "Концептуальные основы", иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Так, на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" учитывается имущество, полученное учреждением в пользование, не являющегося объектами аренды, имущество, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления), имущество, полученное в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ценности, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат отражению на балансе учреждения (музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части (негосударственной части - по объектам муниципальной собственности) Музейного фонда Российской Федерации), права ограниченного пользования чужими земельными участками (в том числе сервитут), объекты, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления. Исходя из изложенного, на забалансовом счете 01 учитываются активы субъекта учета, не подлежащие учету на балансовых счетах.
Для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Контроль над активом имеет место, если субъект учета обладает правом использовать актив, в том числе временно, для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности (выполняемых функций, полномочий) и может исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам (п. 36 Стандарта "Концептуальные основы"). Учитывая, что в рассматриваемой ситуации банковские карты являются собственностью банка, а также предоставляются в пользование не бюджетному учреждению, а непосредственно его работникам, которые и осуществляют их использование и хранение, то такие карты не являются активом учреждения и не подлежат учету на забалансовом счете 01. Кроме того, Инструкцией N 157н не предусмотрено специального забалансового счета для учета банковских карт работников.
В случаях необходимости, в целях обеспечения внутреннего контроля за банковскими картами, например, контроля за их возвратом работниками бюджетного учреждения в кредитную организацию, информированием кредитной информацией об изменениях, учетной политикой бюджетного учреждения может быть предусмотрена организация управленческого учета с формированием отдельного документа по форме, утвержденной локальным актом учреждения, и назначением соответствующих должностных лиц.
Кроме того, может быть принято решение об организации учета на дополнительно введенном забалансовом счете. Однако ввести дополнительный забалансовый счет можно только по согласованию с субъектом консолидации (п. 332 Инструкции N 157н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Ответ прошел контроль качества

21 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.