Согласно постановлению Правительства РФ от 28.02.2009 N 183 у академии был один объект федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) - реконструкция и строительство комплекса учебных зданий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования. Сумма по объекту не разбивалась. 25.01.2018 постановлением Правительства РФ N 64 были внесены изменения в Постановление N 183, и вместо одного объекта ФАИП стало четыре. При разбивке по суммам объектов были допущены арифметические ошибки, которые обнаружились только при завершении работ на трех объектах в 2021 году. На счете 106.КС по данным объектам осталось движимое имущество, на которое не получено разрешение учредителя на перенос затрат на баланс академии. В 2022 году при вводе в эксплуатацию последнего здания Всероссийская академия внешней торговли планирует эти остатки (превышение суммы в части ФАИП по трем объектам) учесть в последнем здании (по ФАИП излишки по данному объекту) путем внесения изменения в Постановление. В рамках строительства было закуплено оборудование, расходы собраны на счете 106 10. Приобретение оборудования было предусмотрено сметным расчетом по КВР 414. Как следовало учитывать расходы на движимое имущество - оборудование?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретенное в рамках строительства объектов недвижимости оборудование - объекты движимого имущества не могут быть приняты к учету в составе единого инвентарного объекта. Первоначальная стоимость таких объектов имущества должна формироваться на счете 0 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество".
Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации реконструкция и строительство комплекса учебных зданий федерального государственного бюджетного образовательного учреждения осуществляется за счет бюджетных инвестиций (п. 1 постановления Правительства РФ от 28.02.2009 N 183). Бюджетному учреждению могут быть переданы полномочия государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (п. 4 ст. 79 БК РФ, подп. "б" п. 4 приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н).
Согласно п. 1 ст. 179.1 БК РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой (далее - ФАИП). При этом в соответствии с абзацем 2 п. 2 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 716, для включения в ФАИП ограничение установлено в отношении тех расходов на приобретение оборудования, которые не предусмотрены сметным расчетом строительства. Иных ограничений законодательством не предусмотрено.
Отметим, что в сметных расчетах и сметах на строительство зданий и сооружений может учитываться стоимость предусмотренного проектом оборудования (монтируемого и не требующего монтажа), хозяйственного инвентаря (конторская и другая мебель и обстановка (столы, стулья, шкафы, вешалки, гардеробы и т.п.), а также предметов хозяйственного и служебного назначения и убранства помещений (противопожарный инвентарь, средства оргтехники и др.), предназначенных для обеспечения функционирования здания или сооружения. Причем при включении в сметный расчет тех или иных расходов следует проверить, предусмотрена ли возможность их осуществления нормативным правовым актом (решением), в соответствии с которым выделяются денежные средства (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 14.07.2015 N 02-04-08/40340).
В соответствии с пп. 127, 130 Инструкции N 157н учет операций по вложениям в объекты основных средств при их строительстве ведется учреждением на счете 0 106 00 000 "Вложения в нефинансовые активы", на котором в ходе строительства объекта группируются все фактические затраты, связанные с его созданием (строительством).
При формировании первоначальной стоимости строящихся объектов недвижимости должны учитываться все затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства (в отношении прошлых периодов смотрите, в частности, п. 3.1 Методики, утвержденной постановлением Госсстроя России от 05.03.2004 N 15/1, далее - МДС 81-35.2004). Однако из данного правила есть исключение - затраты, не увеличивающие стоимости основных средств, но предусмотренные в сводных сметных расчетах, перечислены в п. 3.1.7 письма Минфина России от 30.12.1993 N 160. Кроме того, затраты, не включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, поименованы в п. 17 Стандарта "Основные средства".
По общему правилу системы инженерно-технического обеспечения (определение дано в п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-Ф) и коммуникации, то есть объекты, неразрывно связанные со строящимся объектом, формируют сумму капитальных вложений в объект недвижимости и являются с ним единым объектом. На этом основании учреждением вполне обоснованно может быть принято решение об отражении таких расходов при строительстве на счете 0 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество".
Однако не все расходы, включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства, должны быть учтены на счете 0 106 11 000. Затраты, связанные с формированием первоначальной стоимости отдельных инвентарных объектов, не относящихся к объекту недвижимости, но которые будут приняты к учету по результатам выполнения подрядчиком условий контракта, могут быть отнесены на счет 0 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество" в зависимости от характеристик и назначения конкретных объектов нефинансовых активов, в дальнейшем подлежащих к учету в качестве основных средств.
Поэтому если в рамках строительства объекта недвижимости осуществляются расходы, которые приводят к созданию объектов, соответствующих критериям признания объектов основных средств (объектов, имеющих самостоятельные функции), учреждению необходимо отражать такие расходы на счете 0 106 31 000 (письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-05-11/35429). Причем речь идет не только о строительстве под ключ. Данное разделение обеспечит корректную передачу капитальных вложений и, соответственно, правильное отражение в учете объектов основных средств при их непосредственном вводе в эксплуатацию.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации группировку затрат, неразрывно связанную со строительством объектов недвижимости, следовало осуществлять на счете 0 106 11 000. Затраты, связанные с формированием первоначальной стоимости отдельных инвентарных объектов, не относящихся к объекту недвижимости, но которые будут приняты к учету по результатам выполнения подрядчиком условий контракта, целесообразно было отнести на счет 0 106 31 000 в зависимости от характеристик и назначения конкретных объектов нефинансовых активов, подлежащих учету в качестве основных средств. В сложившихся обстоятельствах бюджетному учреждению необходимо исправить ошибку прошлого года.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
16 мая 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.