Казенное учреждение (областное учреждение) является заказчиком по строительству объектов за счет средств бюджета. Для строительства объекта дошкольного образования в 2020 году заказчику предоставлен земельный участок на праве постоянного бессрочного пользования. Право собственности на данный земельный участок принадлежит городу (муниципальная собственность). Получение земельного участка отражено по Дебету счета 0 103 11 330 Кредиту счета 0 401 10 195. По завершении строительства объекта право постоянного бессрочного пользования прекращено в установленном законом порядке. Заказчик возвращает земельный участок в муниципальную собственность, отражает обратной проводкой по Дебету счета 1 401 10 195 и Кредиту счета 1 103 11 430. Какой КБК, а именно в 15-17 разрядах счета, нужно применить при возврате земельного участка, по которому прекращено право постоянного бессрочного пользования?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача земельного участка в рассматриваемой ситуации осуществляется между казенным учреждением субъекта РФ и органом местного самоуправления, осуществляющим функции по управлению муниципальным имуществом в сфере земельных отношений. Соответственно, осуществляются межбюджетные расчеты между участниками бюджетного процесса.
При отражении в бюджетном учете казенного учреждения возврата (изъятия) земельных участков, право на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации прекращено, с применением счета 1 401 10 195, передающая сторона в 15-17 разрядах номера счета 1 401 10 195 "Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора" отражает подстатью 196 "Безвозмездные межбюджетные неденежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 21 Инструкции N 157н и п. 2 Инструкции N 162н при формировании 1-17 разрядов номера счета Плана счетов бюджетного учета в казенных учреждениях используются 4-20 разряды кодов бюджетной классификации РФ, применяемых для составления и исполнения бюджетов в текущем (отчетном) финансовом году, в соответствии с Приложением к Инструкции N 162н, если иное не предусмотрено Инструкцией N 162н.
Согласно приложению к Инструкции N 162н в 1-17 разрядах номера счета 1 401 10 000 "Доходы текущего финансового года" (кроме доходов от операций с источниками финансирования дефицита бюджета) отражается код классификации доходов бюджетов.
При определении кода классификации доходов бюджетов (далее - КДБ) учреждению следует руководствоваться Порядком N 85н. Коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов, которые применяются в 2022 году, содержатся в Приложении N 1 к приказу Минфина России от 08.06.2021 N 75н.
Расчеты между учреждениями, созданными разными публично-правовыми образованиями, относятся к межбюджетным расчетам. Передача земельного участка в рассматриваемой ситуации осуществляется между казенным учреждением субъекта РФ и органом местного самоуправления, осуществляющим функции по управлению муниципальным имуществом в сфере земельных отношений (далее - уполномоченный орган). Соответственно, осуществляются межбюджетные неденежные расчеты между участниками бюджетного процесса.
В соответствии с п. 14 Порядка N 85н отражение в доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации неденежных поступлений осуществляется по соответствующим подстатьям, элементам доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 07 10000 00 0000 190 "Безвозмездные неденежные поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации". Таким образом, при формировании расчетов по межбюджетным передачам в 1-17 разрядах номера счета 1 401 10 195 следует отразить КДБ группы доходов 2 07 "Прочие безвозмездные поступления", соответствующий бюджету бюджетной системы РФ. Причем соответствующий уровню бюджета КДБ 2 07 10000 00 0000 190 применяется как передающей стороной - казенным учреждением, так и принимающей стороной - уполномоченным органом (смотрите Таблицу соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ..., Контрольные соотношения ФК). При выборе подстатьи статьи 190 "Безвозмездные неденежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов следует руководствоваться п. 12.1.8 Порядка N 85н. В рассматриваемой ситуации стороны расчетов являются участниками бюджетного процесса - получателями бюджетных средств разных публично-правовых образований (ПБС субъекта РФ и местного бюджета). Согласно с пп. 12.1.8.6 Порядка N 85н безвозмездные неденежные поступления между учреждениями, созданными разными публично-правовыми образованиями, в части неденежных поступлений от ПБС относятся на подстатью 196 "Безвозмездные межбюджетные неденежные поступления" аналитической группы подвида доходов бюджетов.
Таким образом, при отражении в бюджетном учете казенного учреждения субъекта РФ возврата (изъятия) земельных участков, право на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации прекращено, с применением счета 1 401 10 195, передающая сторона применяет КДБ 000 2 07 10020 02 0000 196 "Безвозмездные межбюджетные неденежные поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации" с отражением в 15-17 разрядах номера счета 1 401 10 195 подстатьи 196.
Дополнительно сообщаем.
Инструкцией N 162н предусмотрено два варианта отражения в учете казенного учреждения выбытия земельного участка с балансового учета (письмо Минфина России от 24.12.2019 N 02-06-10/101228).:
1) безвозмездная передача объектов непроизведенных активов, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 1 304 04 330, 1 401 20 28Х, 1 401 20 25Х в корреспонденции с кредитом счета 1 103 11 430 (абзац 2 п. 17 Инструкции N 162н);
2) возврат (изъятие) земельных участков, в том числе расположенных под объектами недвижимости, право на которые в соответствии с законодательством РФ прекращено, отражается по Дебету счета 1 401 10 195 и Кредиту счета 1 103 11 430 (абзац 6 п. 17 Инструкции N 162н).
Выбытие земельного участка с балансового учета казенного учреждения отражается по факту прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (п. 36 Инструкции N 157н, п. 1 ст. 131 ГК РФ, подп. "в" и "г" п. 45 Стандарта "Непроизведенные активы").
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком содержатся в ст. 45 Земельного кодекса РФ. Так, земельный участок может быть возвращен (передан) в казну или закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за другим учреждением (новым землепользователем) с оформлением решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком уполномоченным органом. Также право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть прекращено принудительно (п. 2 ст. 45 ЗК РФ). В этом случае прекращение права осуществляется в соответствии с правилами изъятия земельного участка, предусмотренными статьей 54 ЗК РФ (п. 3 ст. 45 ЗК РФ). Кроме того, порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд по основаниям, предусмотренным ст. 49 ЗК РФ, определен главой VII.1 ЗК РФ. В случае принудительного прекращения права в результате изъятия земельного участка уполномоченным органом принимается решение об изъятии.
Таким образом, возврат в казну ранее предоставленного земельного участка в любом случае связан с прекращением права постоянного (бессрочного) пользования, но порядок оформления регистрации прекращения права зависит от причины такого возврата.
По нашему мнению, возврат земельных участков в казну, право на которые прекращено в установленном порядке согласно решению о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, принятому уполномоченным органом, следует отражать в учете казенного учреждения в порядке безвозмездной передачи по Дебету счета 1 401 20 281, 1 401 20 254 согласно абзацу 2 п. 17 Инструкции N 162н. В свою очередь, возврат земельного участка в казну в принудительном порядке в результате возникновения оснований для изъятия земельного участка отражается по Дебету счета 1 401 10 195 в соответствии с абзацем 6 п. 17 Инструкции N 162н. Такой подход позволяет разграничить причины возврата в зависимости от документального оформления регистрации прекращения права, а также обеспечивает консолидацию взаимосвязанных показателей по движению нефинансовых активов внутри сектора гоуправления в общем порядке.
Вместе с тем рекомендуем согласовать выбор корреспонденции счетов для отражения в учете возврата земельного участка в казну с финансовым органом субъекта РФ, который является субъектом консолидированной отчетности и осуществляет процедуры консолидации, в том числе исключение взаимосвязанных показателей по движению имущества между учреждениями субъекта РФ и учреждениями, созданными муниципальными образованиями, входящими в состав субъекта РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник 1 класса Разрезова Татьяна
Ответ прошел контроль качества
16 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.