Бюджетное учреждение здравоохранения приобретает льготные медикаменты по выделенной субсидии на иные цели для выдачи населению (КВР 323, КОСГУ 263). Нужно ли принимать к учету на 105 счет такие материальные запасы? Какими бухгалтерскими записями это отражать? Нужно ли организовывать их предметно-количественный учет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет приобретенных медикаментов может быть организован с использованием счета 105 01 "Лекарственные препараты и медицинские материалы". Если медикаменты, поименованные в вопросе, содержаться в перечне, утвержденном приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н, учреждению необходимо дополнительно организовать их предметно-количественный учет.
Обоснование вывода:
Согласно п. 7 Стандарта "Запасы" к материалам относятся материальные ценности, используемые в текущей деятельности субъекта учета в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также материальные ценности, приобретенные (созданные) в целях реализации полномочий по обеспечению техническими средствами реабилитации, лекарственными средствами, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, иными материальными ценностями отдельных категорий граждан (организаций). В п. 118 Инструкции N 157н приведен "открытый" перечень материальных запасов, относящихся к тем или иным группам. В частности, к лекарственным препаратам и медицинским материалам относятся медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д.
В рассматриваемой ситуации учреждением приобретаются льготные медикаменты для выдачи населению, следовательно, их учет вполне обоснованно может быть организован с использованием счета 105 01 "Лекарственные препараты и медицинские материалы". В свою очередь, пунктом 37 действующей редакции Инструкции N 174н предусмотрена возможность списания материальных запасов, приобретенных с использованием подстатьи 263 "Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме" КОСГУ, в дебет счета 0 401 20 263.
Отметим, что действующей с 21.12.2020 редакцией Инструкции N 174н предусмотрено, что в 26 разряде номера счета аналитического учета счета 302 63, как и остальных счетов 302 6Х, применяемых для учета расчетов в рамках социального обеспечения, может быть указан только код "7" (увеличение или уменьшение задолженности по расчетам с физическими лицами) (смотрите Приложение N 1 к Инструкции N 174н). Учитывая данное обстоятельство, можно прийти к выводу, что счет 302 63 применяется в том случае, если физическим лицам социальная гарантия предоставляется путем перечисления денежных средств.
В этой связи, анализируя в совокупности нормы Порядка N 209н, особенности формирования номеров счетов по расчетам, в случае приобретения материальных запасов для выдачи населению, имеющих право на соответствующую льготу, считаем, что кассовые расходы могут осуществляются в рассматриваемом случае по подстатье КОСГУ 263, но операции по расчетам с поставщиками могут быть отражены с применением счета 302 34.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции, связанные с приобретением медикаментов с целью их льготной выдачи, могут быть отражены следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 0 105 31 341 Кредит 0 302 34 73Х
- оприходованы медикаменты, приобретаемые в целях соцобеспечения;
2. Дебет 0 302 34 83Х Кредит 0 201 11 610,
увеличение 18 (323 КВР, 263 КОСГУ)
- отражено погашение задолженности перед контрагентом;
3. Дебет 0 401 20 263 Кредит 0 105 31 441
- отражено списание медикаментов, использованных в целях соцобеспечения.
Напомним, что лекарственные средства как вид материальных запасов подлежат складскому (например, в структурном в специализированном подразделении - аптеке) и бухгалтерскому учету. Следует отметить, что это два вида учета, поэтому степень детализации отражения движения любого вида материального запаса (по номенклатуре, дозировке, лекарственной форме) в бухгалтерском учете может быть аналогичной складскому учету или быть более укрупненной от детализации, предусмотренной для складского учета. Поэтому учреждению, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями (п. 119 Инструкции N 157н), в рамках учетной политики следует установить:
- правила организации аналитического учета в зависимости от выбора учреждением детализации: по группам (видам), наименованиям, дозировкам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения;
- форму первичных документов - основание для отражения поступления безвозмездных лекарственных средств;
- форму первичных документов - основание для отражения списания с учета лекарственных средств, а также периодичность списания.
В силу ч. 1 ст. 58.1 Закона N 61-ФЗ перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такой перечень определен приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н. Следовательно, если медикаменты, поименованные в вопросе, содержатся в указанном перечне, учреждению дополнительно необходимо организовать их предметно-количественный учет.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет медикаментов (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
6 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.