Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 N 33-ЗАО осуществляется реорганизация органов местного самоуправления (администраций поселения) в форме слияния. Правопреемником становится вновь образованный муниципальный округ. В связи с этим нефинансовые активы, составляющее имущество казны поселения, передаются в состав имущества казны муниципального органа. Каков порядок отражения в бюджетном учете передачи имущества казны при реорганизации в форме слияния, если происходит смена собственника?

На основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 N 33-ЗАО осуществляется реорганизация органов местного самоуправления (администраций поселения) в форме слияния. Правопреемником становится вновь образованный муниципальный округ. В связи с этим нефинансовые активы, составляющее имущество казны поселения, передаются в состав имущества казны муниципального органа. Каков порядок отражения в бюджетном учете передачи имущества казны при реорганизации в форме слияния, если происходит смена собственника?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача имущества из казны прежде всего должна быть подтверждена соответствующим распорядительным документом, изданным в установленном порядке органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника передаваемого имущества.
Вместе с этим передача объектов имущества казны должна быть оформлена Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101). Кроме того, для обеспечения достоверности учета как у передающей, так и у принимающей стороны может оформляться Извещение (форма 0504805).
Если при реорганизации происходит смена собственности, то передачу активов (в частности, имущества казны) целесообразно оформлять с применением счетов 1 401 20 254 (в части активов капитального характера), 1 401 20 251 (в части активов текущего характера).

Обоснование вывода:
Реорганизация органов исполнительной власти и органов местного самоуправления осуществляется с соблюдением требований гражданского законодательства.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Статьей 57 ГК РФ определено, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
Положениями ГК РФ предусмотрено обязательное составление передаточного акта только для случаев реорганизации в форме выделения или разделения (пп. 3, 4 ст. 58 ГК РФ). Оформлять передаточный акт в случае реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования не требуется, поскольку после завершения реорганизации остается одно юридическое лицо - универсальный правопреемник всех прав и обязанностей учреждений, существовавших до реорганизации (смотрите также п. 26 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, п. 12 Обзора судебной практики ВС РФ N 3 (2016) (утвержден Президиумом ВС РФ 19.10.2016), определение ВС РФ от 28.04.2016 N 302-ЭС15-16979).
В рассматриваемой ситуации на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 N 33-ЗАО осуществляется реорганизация органов местного самоуправления (администраций поселения) в форме слияния. Правопреемником становится вновь образованный муниципальной округ. В связи с этим нефинансовые активы, составляющее имущество казны поселения, передаются в состав имущества казны муниципального органа.
Передача имущества из казны прежде всего должна быть подтверждена соответствующим распорядительным документом, изданным в установленном порядке органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника передаваемого имущества.
При этом передача (получение) объектов казны должна отражаться в бюджетном (бухгалтерском) учете на основании надлежаще оформленных оправдательных документов.
Так, передача нефинансовых активов, в том числе имущества казны, должна быть оформлена соответствующими первичными учетными документами, утвержденными приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н), в частности, Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101).
Кроме того, для обеспечения достоверности учета как у передающей, так и у принимающей стороны может оформляться Извещение (форма 0504805).
Отметим, что Извещение (ф. 0504805) используется при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета (Приложение N 5 к Приказу N 52н).
Как правило, Извещение (ф. 0504805) заполняется отправителем со своей стороны, подписывается и скрепляется печатью в двух экземплярах. Затем оба экземпляра отправляются получателю. Кроме того, к Извещению (ф. 0504805) в обязательном порядке прилагаются сопроводительные документы, подтверждающие факт приемки-передачи объекта учета (акты о приеме-передаче, описи, реестры и другие документы).
В соответствии с п. 281 Инструкции N 157н для отражения в бюджетном учете расчетов по принятию к учету нефинансовых и финансовых активов, обязательств, финансового результата по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения применяется счет 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами". Соответственно, как у принимающей, так и у передающей стороны в бюджетном учете передача показателей отражается в сумме оборотов по каждому счету в корреспонденции со счетом 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 13.10.2016 N 02-06-101/59877).
Однако если в результате реорганизации происходит смена собственности, как, например, в рассматриваемой ситуации (из собственности поселения в собственность муниципального округа), то применение данного счета вызывает сомнения. К примеру, в письме Минфина России от 11.11.2016 N 02-06-10/66366 разъясняется, что имущество, закрепленное за учреждением, при смене собственности подлежит новому закреплению.
Кроме того, пп. 10.5.1, 10.5.4 Порядка N 209н установлено, что передача нефинансовых активов, между бюджетами бюджетной системы РФ, внутри сектора государственного управления между учреждениями, созданными различными публично-правовыми образованиями, в том числе в рамках реорганизации, отражается:
- по подстатье 254 "Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" КОСГУ в части передачи основных фондов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов);
- по подстатье 251 "Перечисления текущего характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации" КОСГУ в части передачи нефинансовых активов текущего характера (материальных запасов).
Поэтому считаем, что если при реорганизации в форме слияния одного уровня бюджета происходит смена подведомственности, то передачу нефинансовых активов целесообразно оформлять с применением счетов 0 401 20 254 (в части активов капитального характера), 0 401 20 251 (в части обязательств и активов текущего характера). Такой подход позволяет увидеть в консолидированной отчетности, что произошло движение активов между разными бюджетами, поскольку меняется собственник.
Таким образом, передача объектов имущества казны в учете реорганизуемого органа местного самоуправления может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 401 20 254 Кредит 1 108 5Х ХХХ - реорганизуемым органом местного самоуправления отражена передача имущества казны - нефинансовых активов капитального характера правопреемнику;
Дебет 1 401 20 251 Кредит 1 108 5Х ХХХ - реорганизуемым органом местного самоуправления отражена передача имущества казны - нефинансовых активов текущего характера правопреемнику;
Дебет 1 104 5Х ХХХ Кредит 1 401 20 254 - реорганизуемым органом местного самоуправления отражена передача начисленной на объекты имущества казны амортизации (при наличии).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

29 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.