Учреждение является органом местного самоуправления. Распоряжением комитета по управлению имуществом (который управляет казной) закреплена на праве оперативного управления часть помещений в 2006 году. С 2006 года помещения указанного здания закреплялись на праве оперативного управления за учреждением. В то же время по некоторым помещениям право оперативного управления уже прекращено. Как закрепляется и прекращается право оперативного управления, когда объекты принимаются к балансовому учету и когда они должны выбывать, поступать в состав имущества казны?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (внесения сведений в ЕГРН). До регистрации права оперативного управления за учреждением, а также после регистрации прекращения такого права недвижимое имущество подлежит учету в составе имущества казны.
Обоснование вывода:
На основании абзаца 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления имуществом относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками этого имущества. Право оперативного управления возникает на основании акта собственника (органа, осуществляющего полномочия собственника) о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию (пп. 1, 2 ст. 299 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Аналогичные положения содержатся в ч. 6 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, в силу которых государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч. 3 ст. 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН (ч. 4 ст. 1 Закона N 218-ФЗ)*(1). Для принятия объектов недвижимости к балансовому учету в составе основных средств, а также для списания объектов таких объектов субъект учета должен располагать документами, подтверждающими внесение сведений о закреплении права оперативного управления либо о прекращении права оперативного управления в ЕГРН (п. 36 Инструкции N 157н). До регистрации права оперативного управления недвижимое имущество подлежит учету в составе имущества казны: средства бюджета и муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.
Обязательное условие документального подтверждения регистрации прав на недвижимое имущество как основание для принятия к учету или выбытия из учета объектов недвижимого имущества, впервые было указано в письме Минфина России от 06.02.2006 N 02-14-10а/239, в котором давались разъяснения по применению положений Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н. Затем данное требование нашло отражение в пп. 20, 75 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н. То есть в предшествующие периоды (до 1 января 2005 года) в учреждении вполне обоснованно недвижимое имущество могло быть принято к учету в составе основных средств без государственной регистрации права оперативного управления*(2).
В рассматриваемой ситуации закреплена на праве оперативного управления часть помещения в 2006 году. С 2006 года различные помещения указанного здания также закреплялись на праве оперативного управления за учреждением, в то же время по некоторым помещениям право оперативного управления уже прекращено.
Полагаем, что в такой ситуации следует проанализировать наличие правовых оснований для выбранного способа учета по каждому из объектов недвижимого имущества. Если будет установлено, что с 2005 года какие либо объекты были приняты к балансовому учету или списаны с баланса без внесения в ЕГРН соответствующих сведений, то можно говорить о допущенной в прошлые годы бухгалтерской ошибке*(3). Обратите внимание, что операции по исправлению ошибок прошлых лет в учете учреждения и в учете органа, передавшего имущество, должны отражаться "зеркально". Это обусловлено тем, что имущество списывается из состава имущества казны и принимается также на основании документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации соответствующего права либо его прекращения. Кроме того, может возникнуть ситуация, при которой имущество принято к балансовому учету в состав имущества казны до 2005 года без осуществления регистрационных действий, при этом в настоящее время такое имущество закрепляется на праве оперативного управления за учреждением, в таком случае списание с учета объекта органом, осуществляющим полномочия по учету имущества казны, должно также осуществляться по факту регистрации права оперативного управления за учреждением*(4).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
24 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее о порядке регистрации права оперативного управления на здания (помещения) можно узнать из ответа на Вопрос: Каков порядок регистрации права оперативного управления на здания и права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки за муниципальным учреждением? При государственной регистрации права на несколько объектов необходимо ли подавать заявление в отношении каждого объекта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.)
*(2) Смотрите также Вопрос: В казенном учреждении имеются основные средства, приобретенные до 1998 года. На указанное имущество на сегодняшний день не оформлена государственная регистрация права (с 2000 года распоряжением закреплено право оперативного управления). С момента ввода в эксплуатацию (с 1980-х годов) указанное имущество числилось на балансе учреждения на счете 101. В ходе проверки был сделан вывод о нарушении п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н, и необходимости исключения указанных основных средств со счета 101 и учета их на забалансовом счете 01. Правомерна ли данная позиция? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2014 г.)
*(3) Подробнее об исправлении ошибок прошлых лет смотрите в материалах:
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок прошлых лет в учете нефинансовых активов (для бюджетной сферы);
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета и отчетности (для бюджетной сферы).
*(4) Смотрите также Вопрос: Возможна ли передача в оперативное управление казенному учреждению нескольких кабинетов, находящихся в здании, принадлежащем муниципальному образованию, если такие помещения не учтены в кадастре недвижимости? Как осуществить регистрацию права оперативного управления в этом случае? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.)