Государственное автономное учреждение (спортивная школа олимпийского резерва по хоккею) для спортивной подготовки обучающихся приобретает за счет средств субсидии на выполнение задания клюшки, коньки, шлемы, шайбы. По какой подстатье КОСГУ отразить расходы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С учетом положений нормативных документов, регламентирующих особенности квалификации нефинансовых активов, используемых в деятельности учреждения, в рассматриваемой ситуации приобретаемые нефинансовые активы можно разделить на следующие группы:
- спортивный инвентарь - клюшки, шлемы, шайбы;
- спортивная обувь - коньки.
Расходы на приобретение спортивной обуви, используемой для тренировочно-соревновательного процесса в секции, могут быть отнесены на подстатью 345 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" КОСГУ.
Расходы на приобретение спортивного инвентаря, который будет использоваться в деятельности учреждения для спортивной подготовки обучающихся, могут быть отражены в зависимости от принятого профильной комиссией решения по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ или подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
Обоснование вывода:
При определении статей (подстатей) КОСГУ необходимо руководствоваться Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N 209н). При этом в соответствии с п. 3 Порядка N 209н выбор КОСГУ осуществляется в зависимости от экономического содержания хозяйственной операции.
Принятие решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов осуществляет комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 34 Инструкции N 157н). В своей работе она руководствуется нормами Инструкции N 157н, федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в частности, Стандартом "Основные средства" и Стандартом "Запасы", а также учетной политикой бюджетного учреждения.
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в пп. 7, 8 Стандарта "Основные средства", пп. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 Стандарта "Основные средства" объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Кроме того, в соответствии с положениями Стандарта "Основные средства" объекты НФА не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Расходы на приобретение (изготовление) объектов основных средств отражаются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н), в то время как расходы на приобретение (изготовление) материальных запасов отражаются за счет одной из подстатей статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ (п. 11.4 Порядка N 209н). В свою очередь, на подстатью 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров о приобретении (изготовлении) прочих объектов, относящихся к материальным запасам, не отнесенных на иные подстатьи статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов. Вместе с тем во избежание претензий со стороны контролирующих органов комиссии следует письменно обосновать принятое решение исходя из анализа характеристик приобретаемых активов и специфики их использования в учреждении.
При этом необходимо также учитывать ведомственную специфику деятельности учреждения и положения нормативных документов, регламентирующих особенности квалификации нефинансовых активов, используемых в деятельности учреждений.
Отнесение нефинансовых активов к спортивному инвентарю, спортивной обуви и одежде определяется федеральными стандартами спортивной подготовки в зависимости от видов спорта. Также могут применяться Табели обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, утвержденные приказом Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 03.03.2004 N 190/л.
С учетом положений указанных актов приобретаемые нефинансовые активы можно разделить на следующие группы (Приложение 2 к приказу Госкомспорта РФ от 03.03.2004 N 190/л):
- спортивный инвентарь - клюшки, шлемы, шайбы;
- спортивная обувь - коньки.
В соответствии с пп. 99, 118 Инструкции N 157н спортивная обувь, используемая для тренировочно-соревновательного процесса в секции, учитывается в составе мягкого инвентаря. Соответственно, расходы на приобретение таких материальных ценностей могут быть отнесены на подстатью 345 "Увеличение стоимости мягкого инвентаря" КОСГУ.
Расходы на приобретение спортивного инвентаря, который будет использоваться в деятельности учреждения для спортивной подготовки обучающихся, могут быть отражены в зависимости от принятого профильной комиссией решения по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ или подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" КОСГУ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
25 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.