Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Орган исполнительной власти передал по договору ведение бюджетного учета и составление отчетности в подведомственное казенное учреждение. Казенное учреждение не является централизованной бухгалтерией, а относится к обслуживающему учреждению. Кто должен разрабатывать и утверждать учетную политику: у государственного органа должна быть своя, или казенное учреждение может разработать и утвердить единую учетную политику?

Орган исполнительной власти передал по договору ведение бюджетного учета и составление отчетности в подведомственное казенное учреждение. Казенное учреждение не является централизованной бухгалтерией, а относится к обслуживающему учреждению. Кто должен разрабатывать и утверждать учетную политику: у государственного органа должна быть своя, или казенное учреждение может разработать и утвердить единую учетную политику?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В конкретной ситуации передача органом исполнительной власти своему подведомственному казенному учреждению полномочий по ведению бюджетного учета и составлению отчетности по договору не может рассматриваться в качестве централизации учета, при которой разрабатывается и утверждается единая учетная политика. Поэтому и у ОИВ, и у казенного учреждения должна быть утверждена своя учетная политика.

Обоснование вывода:
Согласно п. 9 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" учетная политика представляет собой совокупность актов учреждения, принятых в целях организации и ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.
Полномочиями по разработке единой учетной политики наделена централизованная бухгалтерия (п. 14 Стандарта "Концептуальные основы"). Однако из буквального прочтения данной нормы следует, что совокупность способов ведения централизованной бухгалтерией бухгалтерского учета субъектов учета, в отношении которых ЦБ осуществляет ведение учета, определяется централизованной бухгалтерией в случае, если ведение бухгалтерского учета и (или) составление бухгалтерской (финансовой) отчетности передано в соответствии с законодательством РФ, то есть решение о централизации принято в соответствии с требованиями п. 6 ст. 264.1 БК РФ. Это означает, что передача уполномоченному органу (уполномоченной организации) централизуемых полномочий осуществляется на основании решения соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.
Применение единых методов и способов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, установленных с соблюдением требований законодательства РФ в рамках единой учетной политики при централизации учета, обеспечивается уполномоченным органом и (или) уполномоченными организациями (подп. "д" п. 3 Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1890, далее - Общие требования N 1890).
Отметим, что к уполномоченным органам относятся Федеральное казначейство, финансовой орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования (п. 6 ст. 264.1 БК РФ, смотрите также п. 1 Общих требований N 1890). В свою очередь, уполномоченными организациями являются территориальные органы, подведомственное казенное учреждение уполномоченного органа (подп. "д" п. 3 Общих требований N 1890).
В рассматриваемой ситуации полномочие по ведению бюджетного учета и составлению отчетности орган исполнительной власти передал своему подведомственному казенному учреждению, не являющемуся централизованной бухгалтерией. Соответственно, в данном случае подведомственное ОИВ казенное учреждение не вправе разрабатывать единую учетную политику в связи с тем, что:
- орган исполнительной власти передал полномочие по ведению своего учета и составлению отчетности не на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а по договору;
- казенное учреждение не относится ни к уполномоченному органу, ни к уполномоченной организации.
Таким образом, в вопросе не идет речь о централизации учета как таковой. Поэтому в конкретной ситуации у каждого из учреждений должна быть разработана и утверждена своя учетная политика.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Централизованный бухгалтерский учет (для бюджетной сферы);
- Проблемы централизации бухгалтерского учета в бюджетной сфере (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, февраль 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Ответ прошел контроль качества

17 марта 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.