Бюджетное учреждение получает на безвозмездной основе комплект сертификатов на техническую поддержку ПО и права использования ПО. Согласно извещению комплект сертификатов передается бухгалтерской записью Дебет 1 401 20 241 Кредит 1 106 21 410, права пользования ПО передаются проводкой Дебет 1 401 20 241 Кредит 1 106 6I 450. Есть лицензионный договор между бюджетным учреждением и продавцом на покупку неисключительной лицензии. Он приложен к контракту между передающей организацией и тем же продавцом. Сертификаты подтверждают обновление ПО, переданного по тому же извещению. Как принять к учету безвозмездно полученные сертификаты на техническую поддержку?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, безвозмездно полученный учреждением сертификат не может рассматриваться в качестве объекта балансового учета. В связи с тем, что применяемая организациями бюджетной сферы в настоящее время методология бухучета не устанавливает порядок учета сертификатов на поддержку программного обеспечения, при необходимости учреждение вправе предусмотреть дополнительный забалансовый счет в целях раскрытия информации о наличии такого сертификата.
Обоснование вывода:
Сертификатом на техническую поддержку программного обеспечения по общему правилу подтверждается право пользователя программным продуктом на получение технической поддержки прикладного программного обеспечения в течение определенного срока.
В том случае, если право пользования программным обеспечением соответствуют критериям признания нематериального актива, они подлежат бухгалтерскому учету по общим правилам, установленным Стандартом "Нематериальные активы". Согласно п. 12 Стандарта "Нематериальные активы" признание затрат в составе вложений в объекты НМА прекращается при подтверждении комиссией субъекта учета по поступлению и выбытию активов о готовности объекта НМА для использования по назначению. Затраты, понесенные при использовании, обслуживании объекта нематериального актива, отражаются в составе расходов текущего периода. Соответственно, даже в том случае, если учреждение само осуществляет расходы на техническую поддержку программного обеспечения, оснований для изменения стоимости ранее признанного объекта НМА у учреждения отсутствуют: единственным основанием для отражения в учете операций по изменению стоимости НМА является их переход в категорию предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы (п. 24 Стандарта "Нематериальные активы").
Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет об оплате третьим лицом услуг, которые будут оказаны в пользу бюджетного учреждения, независимо от порядка отражения соответствующих операций в учете у стороны, которая несла соответствующие расходы, у бюджетного учреждения объектов балансового учета не возникает. Услуги, оказанные на безвозмездной основе, признаются прочим доходом от необменных операций. Классификация доходов от необменных операций представлена в разделе IV Стандарта "Доходы", в соответствии с п. 43 которого иные доходы от необменных операций при получении работ, услуг безвозмездно от физических или юридических лиц в бухгалтерском учете учреждения не отражаются, поскольку в результате выполнения в интересах учреждения работ (оказания услуг) на безвозмездной основе не изменяется стоимость активов, имеющихся в распоряжении учреждения.
Согласно п. 55 Стандарта "Доходы" информация об основных видах безвозмездно полученных услуг (работ) должна раскрываться в разделе 2 "Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности" текстовой части пояснительной записки к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Разъяснение содержится в письме Минфина России от 22.05.2019 N 02-07-10/36688.
В целях раскрытия информации о стоимости безвозмездно оказанных учреждению услуг в рамках учетной политики может быть предусмотрен специальный дополнительный забалансовый счет или иной порядок отражения информации в регистрах управленческого учета.
Начиная с отчетности за 2022 год организациями бюджетной сферы применяется Стандарт "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность", разработанный в целях обеспечения единства системы требований к бухучету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности. Учитывая, что в рассматриваемой ситуации безвозмездно полученный учреждением сертификат не является объектом балансового учета, переход на применение указанного Стандарта не влечет за собой обязанность отражения на балансовых счетах каких-либо операций для последующей консолидации расчетов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панкова Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
22 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.