Казенное учреждение - заказчик строительства объекта недвижимости имущества казны. При строительстве объекта сформирована его стоимость в 2020 году (завершено строительство) и передана в 2021 году в казну (уполномоченному органу). Далее имущество зарегистрировано в казне и передано другому учреждению. В 2022 году в рамках проверки контрольными органами (КСП) было выявлено, что подрядчиком использовался материал неверной маркировки, представлением вынесено замечание об устранении нарушений. Подрядчик должен возместить разницу в цене материалов (7 тыс. руб.). Контрагент с выставленными требованиями согласился и внес сумму на лицевой счет заказчика. Учреждение является администратором доходов в полном объеме. Какой код доходов бюджета применяется в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начисление компенсации затрат бюджета, образовавшейся вследствие оплаты вложений в недвижимое имущество по некорректной завышенной стоимости, может быть отражено в бюджетном учете с применением счета 1 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат".
При вынесении предписаний, представлений казенным учреждениям, содержащих требования о принятии мер по возврату средств соответствующего бюджета при их неправомерном использовании, применяется код классификации доходов бюджетов 000 1 13 02990 00 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат государства".
Обоснование вывода:
Согласно п. 23 Инструкции N 157н вновь построенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.
В соответствии с пп. 127, 130 Инструкции N 157н учет операций по вложениям в объекты нефинансовых активов при их строительстве ведется учреждением на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы", на котором в ходе строительства объекта группируются все фактические затраты, связанные с его созданием (строительством)*(1).
При этом формирование первоначальной стоимости объекта недвижимости на счете 106 01 отражается в бюджетном учете на основании соответствующих первичных учетных документов, составленных по унифицированным формам либо содержащим обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ; пп. 20, 25 Стандарта "Концептуальные основы...", Приложение N 5 к Приказу N 52н.
В соответствии с Указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 (далее - Указания N 100), для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется Акт о приемке выполненных работ (ф. N КС-2). Кроме того, в соответствии с Указаниями N 100 для расчетов с заказчиками за выполненные работы используется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. N КС-3). Для передачи построенного объекта согласно ст. 753 ГК РФ составляется Акт, например, по форме N КС-11 (данная форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в прошлом отчетном периоде расходы были приняты к учету учреждением на основании заключенного с контрагентом договора. Стоимость недвижимого имущества сформирована в 2020 году по стоимости, указанной в ф. NN КС-2, КС-3. При этом взаиморасчеты по данному договору на текущий момент закрыты, задолженность контрагента по состоянию на 01.01.2021 в учете не числится. Полагаем, что в данном случае не идет речь об ошибке, так как в учете была отражена сумма на основании первичных документов. Искажение стоимости было обнаружено в текущем году только по результатам последующей проверки контрольно-счетным органом. Поэтому нет оснований для исправления ошибок прошлых лет и отражения операций, приводящих к возникновению обязанностей по возврату ранее произведенных контрагентам платежей по ранее завершенным с ними расчетам, а также для корректировки суммы вложений в объект строительства.
Специалисты финансового ведомства прямо указывают, что возмещение средств, использованных получателями бюджетных средств с нарушениями бюджетного законодательства РФ, должно осуществляться или обеспечиваться лицом (лицами), допустившими указанное нарушение (письмо Минфина России от 14.07.2014 N 02-10-09/34216).
В данной ситуации поступление денежных средств от контрагента рассматривается в качестве "новой" хозяйственной операции и отражается в бюджетном учете в качестве компенсации затрат. Расчеты по суммам ущерба, причиненные незаконным (неправомерным) использованием бюджетных средств, подлежат отражению в учете получателя бюджетных средств на счете 209 30 "Расчеты по компенсации затрат" (письмо Минфина России от 17.02.2016 N 02-06-10/8816).
При вынесении предписаний, представлений казенным учреждениям, содержащих требования о принятии мер по возврату средств соответствующего бюджета при их неправомерном использовании, применяется код классификации доходов бюджетов 000 1 13 02990 00 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат государства" (смотрите письмо Минфина России от 05.03.2020 N 02-05-11/16700). В то же время согласно прямым нормам, установленным п. 9.3.4 Порядка N 209н и п. 12.1.3 Порядка N 85н, компенсации затрат государственных (муниципальных) учреждений отражаются по подстатье 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ и АнКВД 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсации затрат".
По результатам контрольного мероприятия, проведенного контрольно-счетным органом, в бюджетном учете казенного учреждения первоначально (на основании предписания/представления) следует отражать операции по признанию доходов от компенсации затрат государства - по дебету счета 1 209 34 56Х "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от компенсации затрат" и кредиту счета 1 401 40 134 "Доходы будущих периодов от компенсации затрат" (п. 86 Инструкции N 162н).
При поступлении документально подтвержденного согласия виновного лица (подрядчика) на возмещение средств в бюджетном учете казенного учреждения подлежит отражению операция по признанию доходов будущих периодов доходами текущего периода. При отсутствии документа, подтверждающего согласие контрагента возвратить денежные средства, указанная операция может быть отражена одновременно с операцией по зачислению средств в доход бюджета по факту поступления средств на лицевой счет администратора доходов бюджета.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Нецелевое использование бюджетных средств и имущества получателями бюджетных средств;
- Энциклопедия решений. Реализация материалов контрольных мероприятий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- Ревизоры выявили нарушения: по каким КБК перечислить средства в бюджет по предписанию (обзор подготовлен экспертами компании ГАРАНТ, 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ибатуллина Резеда
Ответ прошел контроль качества
16 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.