Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В здании, находящемся в оперативном управлении автономного учреждения, имеется подвальное помещение. Автономное учреждение планирует за счет средств КФО 2 разделить данное подвальное помещение на несколько помещений. Должностные лица учреждения классифицировали проводимые работы в качестве капитального ремонта. После проведения капитального работа по отдельному договору будет осуществляться выполнение кадастровых работ, результатом выполнения которых будет новый технический план объекта. По каким КВР, КОСГУ и какими корреспонденциями счетов отразить выполнение кадастровых работ (составление технического плана)?

В здании, находящемся в оперативном управлении автономного учреждения, имеется подвальное помещение. Автономное учреждение планирует за счет средств КФО 2 разделить данное подвальное помещение на несколько помещений. Должностные лица учреждения классифицировали проводимые работы в качестве капитального ремонта. После проведения капитального работа по отдельному договору будет осуществляться выполнение кадастровых работ, результатом выполнения которых будет новый технический план объекта. По каким КВР, КОСГУ и какими корреспонденциями счетов отразить выполнение кадастровых работ (составление технического плана)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При классификации проводимых на объекте капитального строительства работ в качестве работ по капитальному ремонту расходы автономного учреждения на выполнение кадастровых работ, результатом выполнения которых является технический план объекта, могут быть отражены по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" в увязке с подстатьей 226 "Прочие работы, услуги" с отнесением на финансовый результат текущего года.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в рамках данного вопроса мы не рассматриваем правомерность отнесения работ по разделению подвального помещения на несколько помещений к капитальному ремонту. Вместе с тем обращаем внимание, что определение характера работ, в частности связанных с реконструкцией (модернизацией, достройкой, дооборудованием), ремонтом (текущим, капитальным), должно быть принято профильной комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов с учетом компетенции и профессионального суждения уполномоченных должностных лиц, а также анализа технической и иной документации.
Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета в организациях бюджетной сферы, указанные понятия не раскрывают. Для целей определения характера работ постоянно действующей комиссии учреждения целесообразно руководствоваться:
- Градостроительным кодексом РФ;
- Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р), утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312.
Так, например, под реконструкцией объектов капитального строительства подразумевается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкцией объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкцией на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п. 14 ст. 1 ГрК РФ). В свою очередь, под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ).
Соответственно, уполномоченным лицам учреждения, в частности, комиссии по поступлению и выбытию активов, целесообразно еще раз оценить обоснованность отнесения работ по разделению подвального помещения на несколько помещений к работам по капитальному ремонту.
В случае, если, учитывая характер проводимых работ, они подлежат отнесению к капитальному ремонту, то отметим следующее.
Согласно п. 48.2.4.3 Порядка N 85н расходы государственных (муниципальных) автономных учреждений по капитальному ремонту относятся на элемент вида расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества".
Однако для отнесения расходов на выполнение кадастровых работ с изготовлением технического плана на элемент вида расходов 243 выполнение таких работ должно фактически являться неотъемлемой частью расходов на капитальный ремонт.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны, в частности, сведения о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 218-ФЗ).
Согласно частям 10, 10.1 ст. 55 ГрК РФ технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), является обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, которое является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства, за исключением случаев, когда разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется, в частности, если в соответствии с частью 17 ст. 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (часть 15 ст. 55 ГрК РФ). Иными словами, исходя из положений ГрК РФ технический план является неотъемлемой составляющей при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства.
Данный факт также согласуется с положениями п. 10.2.8 Порядка N 209н, согласно которому выполнение кадастровых работ отражается по подстатье 228 "Услуги, работы для целей капитальных вложений" КОСГУ, так как в соответствии с п. 27 Инструкции N 157н, п. 19 Стандарта "Основные средства" в случаях достройки, дооборудования, реконструкции объектов нефинансовых активов осуществляется изменение балансовой стоимости объектов нефинансовых активов. То есть по подстатье 228 КОСГУ отражаются только те расходы, которые формируют капитальные вложения в нефинансовые активы на счете 106 00 "Вложения в нефинансовые активы".
По общему правилу расходы на проведение капитального ремонта не увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость ремонтируемых объектов. Кроме того, с учетом положений п. 4.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ проведение работ, связанных с капитальным ремонтом, не требует получения разрешений на строительство (реконструкцию) и ввод объекта в эксплуатацию. Соответственно, и составление нового технического плана при капитальном ремонте объекта капитального строительства, как правило, не является обязательным.
Вместе с тем согласно части 2 ст. 8 Закона N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате перепланировки помещений.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации подготовка нового технического плана и внесение изменений в государственный кадастровый учет органа, осуществляющего государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, необходимо для легализации перепланировки нежилого помещения на объекте капитального строительства (здании).
Соответственно, по нашему мнению, учитывая тот факт, что расходы на выполнение кадастровых работ, по результатам которых предоставляется новый технический план, не являются неотъемлемой частью расходов на капитальный ремонт здания, а обусловлены требованиями Закона N 218-ФЗ, такие расходы согласно п. 48.2.4.4 Порядка N 85н как расходы государственных (муниципальных) автономных учреждений, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240, отражаются по элементу вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Вместе с тем учитывая тот факт, что расходы на разработку нового технического плана осуществляются не в рамках реконструкции, модернизации, дооборудования объекта основного средства (здания), то есть не формируют капитальные вложения в нефинансовые активы, то в соответствии с п. 10.2.6 Порядка N 209н они относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ как расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ, с отнесением на финансовый результат текущего года. При этом перечень расходов, относимых на подстатью 226 КОСГУ, закрытым не является.
Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения расходы по договору о выполнении кадастровых работ, результатом выполнения которых является технический план объекта, могут быть отражены следующей корреспонденцией счетов:
Дебет 2 401 20 226 Кредит 2 302 26 73Х
- отражены расходы на изготовление нового технического плана объекта капитального строительства.
В заключении еще раз отметим, что для целей корректного отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения проводимых работ на объекте капитального строительства, а также правильного применения кодов бюджетной классификации, еще на этапе планирования выполнения работ они должны быть корректно и обоснованно классифицированы должностными лицами учреждения в качестве ремонта или реконструкции объекта капитального строительства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

17 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.