Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Государственное автономное учреждение (школа олимпийского резерва) направляет штатных тренеров и несовершеннолетних спортсменов, не являющихся работниками учреждения, на соревнования. Денежные средства выдаются непосредственно тренеру - сотруднику учреждения на его командировочные расходы (суточные, питание, проживание, проезд), а также на обеспечение учащихся питанием, проездом и проживанием. На какой КВР и какую подстатью КОСГУ отнести расходы автономного учреждения на выплату тренеру командировочных расходов, а также расходы, связанные с обеспечением сопровождаемых им несовершеннолетних лиц питанием, проживанием и проездом к месту проведения соревнований?

Государственное автономное учреждение (школа олимпийского резерва) направляет штатных тренеров и несовершеннолетних спортсменов, не являющихся работниками учреждения, на соревнования. Денежные средства выдаются непосредственно тренеру - сотруднику учреждения на его командировочные расходы (суточные, питание, проживание, проезд), а также на обеспечение учащихся питанием, проездом и проживанием. На какой КВР и какую подстатью КОСГУ отнести расходы автономного учреждения на выплату тренеру командировочных расходов, а также расходы, связанные с обеспечением сопровождаемых им несовершеннолетних лиц питанием, проживанием и проездом к месту проведения соревнований?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Компенсация тренеру - штатному сотруднику автономного учреждения командировочных расходов отражается по КВР 112 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ в части проживания, питания и проезда, а в части расходов на оплату суточных - с подстатьей 212 КОСГУ. Выдача денежных средств сотруднику как сопровождающему для обеспечения спортсменов отражается по КВР 244 в увязке с подстатьей 222 КОСГУ в части расходов на транспортные услуги и в увязке с подстатьей 226 КОСГУ в части расходов, связанных с обеспечением сопровождаемых лиц жилым помещением на время проведения соревнований и питанием.
Если же выдача денежных средств сотруднику на спортсменов осуществляется в качестве их уполномоченного представителя на основании доверенности, оформленной законными представителями, то такие расходы могут быть отражены по КВР 113 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.

Обоснование вывода:
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи/подстатьи КОСГУ организации бюджетной сферы руководствуются положениями Порядка N 85н и Порядка N 209н. При этом данными нормативными правовыми актами предусмотрено разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной), типу выплат (социальные и несоциальные), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан).
Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). При направлении работника в командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой (ст. 167 ТК РФ).
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику (ч. 1 ст. 168 ТК РФ):
- расходы на проезд;
- расходы на наем жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
В рассматриваемой ситуации работник-тренер направляется в командировку с несовершеннолетними спортсменами для участия в соревнованиях. При этом для выбора кодов КВР и КОСГУ для отражения расходов, поименованных в вопросе, цель командировки значения не имеет. Пунктом 10.2.6 Порядка N 209н определено, что по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ отражаются расходы на возмещение персоналу расходов, связанных со служебными командировками. В свою очередь, согласно п. 10.1.2 Порядка N 209н возмещение персоналу дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства в служебных командировках (суточные), отражаются с использованием подстатьи 212 "Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме" КОСГУ.
Согласно п. 48.1 Порядка N 85н возмещение сотрудникам расходов, связанных со служебными командировками, должно быть отражено с применением КВР 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда".
Положения действующего законодательства не предполагают направление в командировку, а также возможность возмещения командировочных расходов каким-либо иным лицам, кроме работников (смотрите, в частности, ст. 166-168 ТК РФ). В конкретной ситуации обучающиеся автономного учреждения (спортсмены) не являются работниками (сотрудниками) учреждения, поэтому такую поездку нельзя рассматривать в качестве командировки.
В то же время спортсмены могут направляться на различные физкультурные и другие массовые мероприятия, так как участие в подобного рода мероприятиях является одним из основных академических прав, предоставляемых обучающимся (п. 22 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). В связи с этим для обучающихся такие поездки, по сути, будут являться частью учебного процесса, предусмотренной соответствующими учебными планами и учредительными документами учреждения, а расходы на данные мероприятия учитываются при утверждении документов финансового планирования.
Порядок направления обучающихся - спортсменов на различные мероприятия, включая порядок и перечень компенсируемых им расходов, порядок документального оформления отчетов по осуществленным расходам, утверждается локальным актом учреждения или органа-учредителя. Кроме того, в таком локальном акте, как правило, устанавливаются размеры и предельные размеры возмещаемых расходов. Дело в том, что законодательно такие нормы в отношении обучающихся не установлены. Порядок выдачи денежных средств под отчет сотруднику (например, тренеру) для оплаты расходов обучающихся определяется локальным актом учреждения.
Пунктом 48.1.1.3 Порядка N 85н прямо установлено, что компенсации расходов на проезд, проживание в жилых помещениях (наем жилого помещения), питание спортсменам, учащимся при их направлении на различного рода мероприятия (физкультурно-спортивные мероприятия, соревнования, олимпиады и иные аналогичные мероприятия), расходы на выплаты суточных учащимся образовательных учреждений отражаются по виду расходов 113 "Иные выплаты учреждений привлекаемым лицам".
Вместе с тем приказом Минфина России от 11.06.2021 N 78н п. 46 Порядка N 85н был дополнен подп. 46.9, который применяется начиная с 2022 года. Согласно подп. 46.9 п. 46 Порядка N 85н расходы на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям (проезд к месту проведения мероприятия и обратно, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях), осуществляемые через командируемых подотчетных лиц, подлежат отражению по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" (смотрите также подп. 3.1.1 п. 3 письма Минфина России от 22.09.2021 N 02-05-11/77361, п. 7.3.2 Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по кодам классификации расходов бюджетов (Минфин России, июль 2021 г.)).
Соответственно, если сотрудник автономного учреждения как сопровождающий обучающихся спортсменов осуществляет расходы, связанные с оплатой питания, проезда и проживания таких лиц, за счет выданных учреждением денежных средств под отчет, то такие расходы отражаются по КВР 244.
Согласно п. 10.2.6 Порядка N 209н расходы по оплате договоров гражданско-правового характера об оказании услуг по проживанию в жилых помещениях (наем жилого помещения) на период соревнований, учебной практики, расходы на оплату услуг по организации питания отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. При этом выдача сотруднику учреждения денежных средств на приобретение транспортных услуг в целях обеспечения спортсменов, не состоящих в штате, для осуществления деятельности учреждения могут быть отражены по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ (п. 10.2.2 Порядка N 209н).
Вместе с тем в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте до 18 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки и сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения, что формально позволяет сопровождающим детей лицам передавать им определенные денежные средства для осуществления расходов (на определенные цели).
Однако, на наш взгляд, такой порядок распоряжения денежными средствами не соответствует требованиям законодательства. Дело в том, что на сопровождающих лиц возлагается ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних. Напомним, что к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся (ч. 3 ст. 28, ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 34.3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана осуществлять материально-техническое обеспечение лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе обеспечение проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно, питания и проживания в период проведения спортивных мероприятий.
Таким образом, выдача сопровождающим лицом денежных средств несовершеннолетним на питание и осуществление иных расходов не в полной мере соответствует требованиям действующих нормативных правовых актов - в этом случае, при определенных обстоятельствах, сопровождающий не сможет проконтролировать целевое расходование денежных средств и, как следствие, обеспечение учащихся питанием или удовлетворение иных потребностей в соответствии с действующими нормами (правилами). В таком случае подобные расходы ответственному сотруднику учреждения целесообразно производить самостоятельно.
Если ребенка сопровождает лицо, не являющееся его законным представителем, локальным актом учреждения может быть предусмотрено оформление доверенности, выданной законными представителями, в соответствии со ст. 185 ГК РФ на сопровождение ребенка для участия в мероприятии и осуществление расходов на проезд и проживание от его имени. В таком случае, по нашему мнению, учитывая тот факт, что выдача денежных средств согласно доверенности будет осуществляться уполномоченному представителю учащегося для осуществления им расходов на проезд, проживание и питание во время соревнования, то в соответствии с п. 48.1.1.3 Порядка N 85н такие расходы могут быть отражены по КВР 113 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка N 209н).
Таким образом, расходы по оплате тренеру - штатному сотруднику автономного учреждения командировочных расходов отражается по КВР 112 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ в части проживания, питания и проезда, а в части расходов на оплату суточных - с подстатьей 212 КОСГУ. Выдача денежных средств сотруднику как сопровождающему для обеспечения спортсменов отражается по КВР 244 в увязке с подстатьей 222 КОСГУ в части расходов на транспортные услуги и в увязке с подстатьей 226 КОСГУ в части обеспечения сопровождаемых лиц жилым помещением на время проведения соревнований и питанием. Если же выдача денежных средств сотруднику на спортсменов осуществляется в качестве их уполномоченного представителя на основании доверенности, оформленной законными представителями, то такие расходы могут быть отражены по КВР 113 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

3 февраля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.