Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Как в учете медицинского бюджетного учреждения отразить поступление средств ОМС на основании заявки на авансирование, их начисление, а также возврат по акту проверки страховой компании необоснованно полученных учреждением средств ОМС?

Как в учете медицинского бюджетного учреждения отразить поступление средств ОМС на основании заявки на авансирование, их начисление, а также возврат по акту проверки страховой компании необоснованно полученных учреждением средств ОМС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой, территориальной программ ОМС, отражаются по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" АнКВД и подстатье 132 КОСГУ с применением счета 7 205 32 000 "Расчеты по доходам от оказания услуг по программе обязательного медицинского страхования".
Для медицинского учреждения возврат части денежных средств, ранее полученных от страховых организаций в качестве оплаты за оказанные медицинские услуги, по своей сути является возвратом ранее полученных доходов. При этом перечисление возвратов средств, определенных актом реэкспертизы, бюджетным медицинским учреждениям следует отражать как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций, вне зависимости от периода их поступления.

Обоснование вывода:
Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора об оказании и оплате медицинской помощи по ОМС и (или) договора об оказании и оплате медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС (ч. 5 ст. 15, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 39.1 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона N 326-ФЗ медицинские организации ведут раздельный учет по операциям со средствами ОМС. Государственные (муниципальные) учреждения учитывают средства ОМС по коду вида финансового обеспечения (деятельности) "7".
Доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой, территориальной программ ОМС, отражаются по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат" АнКВД и подстатье 132 КОСГУ (п. 12.1.3 Порядка N 85н, п. 9.3.2 Порядка N 209н).
Для получения средств ОМС медицинская организация ежемесячно формирует и направляет в страховую медицинскую организацию (ч. 6 ст. 39, ч. 5 ст. 39.1 Закона N 326-ФЗ, п. 141 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н, далее - Правила ОМС):
- заявку на авансирование медицинской помощи, с указанием периода авансирования и суммы;
- счет на оплату медицинской помощи и реестр счета.
Расчеты по доходам от оказания услуг по программе ОМС учитываются на счете 7 205 32 000 (приложение N 1 к Инструкции N 157н).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 326-ФЗ под страховой медицинской организацией, действующей в сфере ОМС, понимается страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством РФ порядке.
Страховые организации относятся к финансовым организациям (п. 10.4 Порядка N 209н). Следовательно, в разрядах 24-26 номера счета 7 205 32 000 по расчетам со страховой медицинской организацией, работающей в системе ОМС, указываются подстатьи 565 "Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями" (665 "Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями") КОСГУ.
Поступление средств ОМС отражается по дебету счета 7 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту счета 7 205 32 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования" (п. 73 Инструкции N 174н).
Начисление доходов медицинскими бюджетными учреждениями, осуществляющими медицинскую деятельность по программе ОМС, отражается по дебету счета 7 205 32 565 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования" и кредиту счета 7 401 10 132 "Доходы от оказания платных услуг (работ) по программе обязательного медицинского страхования" (п. 93 Инструкции N 174н).
Доходы текущего периода начисляются на основании договора, заключенного между медицинским учреждением и страховой медицинской организацией, счета на оплату медицинской помощи и реестра счетов.
В учете бюджетного учреждения операции по поступлению и начислению средств ОМС отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Дебет КИФ 7 201 11 510 Кредит КДБ 7 205 32 665,
увеличение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 132)
- поступили средства ОМС на отдельный лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения на основании заявки на авансирование;
Дебет КДБ 7 205 32 565 Кредит КДБ 7 401 10 132
- начислены доходы текущего года на основании счета на оплату медицинской помощи, реестра счетов.
Порядок отражения операций для ситуации, когда в ходе контрольных мероприятий выявлен факт необоснованного получения учреждением средств ОМС, положениями законодательства не регламентирован. Следовательно, такой порядок и бухгалтерские записи учреждению следует согласовать в соответствии с п. 4 инструкции N 174н.
В то же время для медицинского учреждения возврат части денежных средств, ранее полученных от страховых организаций в качестве оплаты за оказанные медицинские услуги, по своей сути является возвратом ранее полученных доходов. При этом перечисление возвратов средств, определенных актом реэкспертизы, бюджетным медицинским учреждениям следует отражать как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций, вне зависимости от периода их поступления (письмо Федерального фонда ОМС от 21.03.2014 N 1621/21-1/и).
Исходя из этого, задолженность по возврату средств по результатам проверки может быть отражена:
Дебет КДБ 7 205 32 565 Кредит КДБ 7 401 10 132
- способом "Красное сторно" отражена корректировка начисленного дохода.
Корректировку излишне начисленного дохода в прошлых периодах, на наш взгляд, целесообразно отражать в порядке исправления ошибок прошлых лет.
Исправление ошибок прошлых лет осуществляется в зависимости от периода ее обнаружения дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью с формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом выявленных ошибок (п. 28 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", п. 17 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480).
При разработке корреспонденций счетов следует исходить из того, повлияла ли совершенная ошибка на финансовый результат, формируемый по операциям прошлых лет, или нет, а также была ли такая ошибка выявлена самостоятельно или в ходе проведения контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в т.ч. к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности. Поскольку в рассматриваемой ситуации ошибка выявлена на основании акта проверки страховой организации, а операции по начислению доходов влияли на показатели финансового результата прошлых периодов, в целях исправления ошибки прошлых лет могут применяться счета 401 18 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году", 401 19 "Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году" (п. 298.1 Инструкции N 157н):
Дебет КДБ 7 205 32 565 Кредит КДБ 7 401 18 132 (7 401 19 132)
- способом "Красное сторно" отражена корректировка начисленного дохода.
Операция по возврату денежных средств страховой организации может быть отражена следующей записью:
Дебет КДБ 7 205 32 565 Кредит КИФ 7 201 11 610,
уменьшение забалансового счета 17 (АнКВД 130, КОСГУ 132)
- отражен возврат денежных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Толмачева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

27 января 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.