Бюджетным учреждением 10.01.2022 подписано соглашение о предоставлении субсидии на выполнение государственного задания на 2022 год и плановые 2023-2024 годы, вступающее в силу с даты его подписания. В последнем соглашении, подписанном в 2021 году, на 2021 год и плановые 2023-2024 годы, обнулены суммы плановых 2022 и 2023 годов. Учредитель направил письмо об отражении в бухгалтерском учете по соглашению о предоставлении субсидии на выполнение госзадания на 2022 год и плановые 2023-2024 годы от 10.01.2022 следующих корреспонденций счетов: Дебет 0.205.00.1ХХ Кредит 0.401.49.1ХХ - на сумму субсидии трех лет (2022-2024 годы) в межрасчетный период 31.12.2021; Дебет 0.401.49.1ХХ Кредит 0.401.41.1ХХ - на сумму субсидии 2022 года первым рабочим днем 2022 года. Как и какими датами отразить корреспонденции счетов в бухгалтерском учете? Правильно ли начислять доходы на 2022 год, 2023-2024 годы в межрасчетный период 31.12.2021 по указанию учредителя?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, соглашение о предоставлении субсидии на выполнение госзадания на 2022 год и на плановые 2023 и 2024 годы, которое вступает в силу с даты его подписания и подписанное 10.01.2022, должно быть отражено в 2022 году. Однако любое принятое учреждением решение в части консолидируемых расчетов должно быть согласовано с учредителем.
Обоснование вывода:
Финансовое обеспечение выполнения бюджетным (автономным) учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Субсидии на выполнение задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение (п. 54 Стандарта "Доходы), то есть в момент подписания соглашения. На основании соглашения в учете отражается начисление дебиторской задолженности и доходов будущих периодов в размере общей суммы предоставляемой субсидии, предусмотренной соглашением о выполнении государственного (муниципального) задания, в том отчетном периоде, в котором подписано соглашение (п. 93 Инструкции N 174н). Кроме того, Минфином России было доведено системное письмо "О признании в бухгалтерском (бюджетном) учете показателей доходов (расходов) отчетного периода по операциям от получения бюджетными и автономными учреждениями субсидий из бюджета" от 04.02.2020 N 02-06-07/6939, а также письмо от 06.02.2020 N 02-07-07/7802.
Изменение размера субсидии на текущий год в рассматриваемой ситуации подтверждается дополнительным соглашением, на основании которого учреждению следует отразить соответствующие корректировки в бухгалтерском учете.
Вместе с тем соглашение на текущий год и плановый период может иметь пресекательную дату действия - по 31 декабря текущего года, и на очередной финансовый год заключается новое соглашение. Заключение дополнительного соглашения или нового соглашения на следующий год и плановый период также является основанием для корректировки показателей дебиторской задолженности и доходов будущих периодов, а также плановых назначений по доходам и расходам по субсидии на задание. Условиями нового соглашения или дополнительного соглашения могут быть предусмотрены суммы субсидии на очередной и плановый период, отличные от сумм, установленных ранее заключенным соглашением, которое действует в текущем году. На основании нового соглашения (дополнительного соглашения) в учете отражается корректировка учетных данных на разницу между первоначальной и новой суммой субсидии.
При этом новое соглашение (дополнительное соглашение) на следующий год может быть заключено как в конце текущего года, так и в первый рабочий день следующего года. Корректировка учетных данных отражается датой его подписания, если иной срок вступления в силу не установлен соглашением (п. 78 Стандарта "Концептуальные основы...").
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение 10.01.2022 подписало соглашение о предоставлении субсидии на выполнение госзадания на 2022 год и на плановые 2023 и 2024 годы, которое вступает в силу с даты его подписания. По нашему мнению, оснований отражать корректировку дебиторской задолженности и доходов будущих периодов 31.12.2021 на основании соглашения, оформленного подобным образом, нет. В бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая в вопросе ситуация может быть отражена 10.01.2022 следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 4 205 31 561 Кредит 4 401 41 131
- отражена корректировка доходов будущих периодов в сторону увеличения на основании соглашения.
Под событием после отчетной даты понимается событие, которое имело место в период между отчетной датой и датой подписания и (или) принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения.
Соглашение, которое подписано в январе 2022 года на 2022 год и на плановые 2023 и 2024 годы, по нашему мнению, является событием 2022 года и подлежит отражению непосредственно как событие текущего периода (2022 года).
Однако если учреждение примет решение об исполнении рекомендаций учредителя в части консолидируемых расчетов, выраженных в письменной форме, и показать данный факт хозяйственной жизни как событие после отчетной даты, то корректировка учетных данных осуществляется последним рабочим днем 2021 года. Вместе с тем принятое решение должно быть согласовано с учредителем, потому что показатель, который учреждение отразит как событие после отчетной даты в составе доходов будущих периодов, должен найти свое отражение в бюджетной отчетности учредителя в третьем разделе "Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом" Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128).
В целях предоставления "прозрачной" информации в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760) рекомендуем описать данную ситуацию и причины отражения корректировки учетных данных по субсидии на государственное задание в качестве события после отчетной даты с указанием и приложением письма учредителя.
Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая в вопросе ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов при принятии решения об отражении события после отчетной даты:
1. Дебет 4 205 31 561 Кредит 4 401 49 131
- отражено начисление доходов будущих периодов к признанию в очередные годы в сумме соглашения;
2. Дебет 4 401 49 131 Кредит 4 401 41 131
- первым рабочим днем отражается перенос со счета 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы", которые относятся к текущему 2022 году, на счет 401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году".
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Учет расчетов по субсидии на задание. Пошаговая инструкция для бухгалтера бюджетной сферы (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Энциклопедия решений. Учет субсидий на выполнение задания;
- Памятка. Федеральные стандарты бухучета госфинансов (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- Энциклопедия решений. События после отчетной даты в учете и отчетности (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
21 января 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.