Пункт 46 Порядка N 85н дополнен подпунктом 46.9 с 07.08.2021. Изменения применяются к правоотношениям начиная с 2022 года. В соответствии с данной нормой расходы на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям (проезд к месту проведения мероприятия и обратно, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях), осуществляемые через командируемых подотчетных лиц, подлежат отражению по КВР 244. В каком разделе расходов Плана ФХД должны отражаться суммы по КВР 244, если они будут выдаваться наличными подотчетному лицу, и должны ли эти суммы попадать в раздел 2 ПФХД?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы, осуществляемые по КВР 244 через подотчетное лицо, подлежат обязательному отражению в строке 2600 Раздела 1 "Поступления и выплаты" Плана ФХД. Вместе с тем в настоящее время обязанности, как и возможности в отражении таких расходов в Разделе 2 "Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг" Плана ФХД у бюджетного учреждения нет, если иное не будет установлено учредителем.
Обоснование вывода:
Приказом Минфина России от 11.06.2021 N 78н внесены изменения в Порядок N 85н. Так, расходы учреждения, осуществляемые через командируемых подотчетных лиц, на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям (проезд к месту проведения мероприятия и обратно, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях), отражаются с применением КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг". Данное правило теперь прямо установлено в подп. 46.9 п. 46 Порядка N 85н.
Общие требования к составлению и утверждению Плана ФХД государственного бюджетного учреждения утверждены приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н (далее - Требования N 186н). Кроме этого бюджетные учреждения при составлении и утверждении Плана ФХД должны руководствоваться порядком, утвержденным учредителем (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, п. 2 Требований N 186н). Причем при составлении Плана (внесении изменений в него) устанавливается (уточняется) планируемый объем поступлений и выплат денежных средств (п. 8 Требований N 186н).
Таким образом, если бюджетное учреждение планирует осуществлять рассматриваемые в вопросе расходы, то они подлежат обязательному отражению в строке 2600 Раздела 1 "Поступления и выплаты" Плана ФХД. А именно, запланированные учреждением расходы, осуществляемые через командируемых подотчетных лиц, на обеспечение участия спортсменов и тренеров в различных мероприятиях должны отражаться в строке 2640 Раздела 1 "Поступления и выплаты" Плана ФХД по КВР 244.
Относительно Раздела 2 "Сведения по выплатам на закупки товаров, работ, услуг" Плана ФХД отметим следующее.
В соответствии с положениями Требований N 186н показатели выплат по расходам на закупки товаров, работ, услуг, отраженные в строке 2600 Раздела 1 "Поступления и выплаты" Плана, подлежат детализации по строке 26000 в Разделе 2 "Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг" Плана. Вместе с тем по строкам 26100, 26200, 26300 и 26400 строки 26000 отражаются показатели плана закупок в части закупок, осуществляемых по Закону N 223-ФЗ, и показатели плана-графика, в части закупок, осуществляемых по Закону N 44-ФЗ - заключенных или планируемых к заключению (смотрите сноску 11 в приложении к Требованиям N 186н).
Порядок N 85н не устанавливает обязанность применения Законов N 44-ФЗ или N 223-ФЗ. Этот правовой акт регулирует порядок применения кодов бюджетной классификации. Так, подгруппа 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" обобщает все расходы бюджетов бюджетной системы РФ, направляемые исключительно на закупки, осуществляемые на основании государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ, и применяется только в тех случаях, когда осуществляется оплата обязательств, возникающих на основании государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных на основании данных законов.
Однако если же подотчетное лицо получает наличные для обеспечения соответствующих нужд спортсменов, тренеров и т.п. в различных мероприятиях и фактически эти деньги являются компенсацией определенных затрат, такое расходование средств, на наш взгляд, не является закупкой товара (работы, услуги) по смыслу этого понятия, определенного в п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ. Кроме того согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ действие этого закона распространяется на отношения, касающиеся заключения лицами, перечисленными в пп. 5-7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ (заказчиками), гражданско-правовых договоров (за исключениями, установленными этим законом), предметом которых является в том числе приобретение товара в интересах заказчика. Соотносить рассматриваемые в вопросе расходы непосредственно с интересами учреждения - заказчика, по нашему мнению, в данном случае не совсем корректно. Считаем, что аналогичный подход приемлем и в отношении норм Закона N 223-ФЗ, если учреждение будет осуществлять такие расходы за счет средств от приносящей доход деятельности.
Обратим внимание, что на сегодняшний день в Требованиях N 186н нет указания на равенство раздела 1 и раздела 2 Плана ФХД. В нормах данного правового акта идет речь только о детализации строки 2600 по строке 26000. Таким образом, запланированные бюджетным учреждением расходы по КВР 244 должны отражаться в строке 2640 Раздела 1 "Поступления и выплаты" Плана ФХД. Однако полагаем, что обязанности, как и возможности в отражении рассматриваемых в вопросе расходов в Разделе 2 "Сведения по выплатам на закупку товаров, работ, услуг" Плана ФХД у бюджетного учреждения нет, так как затраты будут осуществляться вне рамок применения Законов N 44-ФЗ или N 223-ФЗ.
Учитывая неурегулированность данного вопроса, детальный порядок отражения таких расходов в Плане ФХД может быть раскрыт и закреплен учредителем в соответствующем нормативном документе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
14 января 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.