Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Федеральное казенное предприятие применяет общий режим налогообложения. Земельные участки закреплены за предприятием на праве постоянного бессрочного пользования. Предприятие заключило соглашение об установлении сервитута серветуарию. Плата за сервитут производится сервитуарием напрямую в доходы федерального бюджета на счет Росимущества. Какими проводками в бухгалтерском учете отразить операцию по установлению сервитута, если плата за сервитут предприятию не поступает, а обязанность уплаты НДС установлена (письмо Минфина России от 13.08.2021 N 03-07-11/65170).

Федеральное казенное предприятие применяет общий режим налогообложения. Земельные участки закреплены за предприятием на праве постоянного бессрочного пользования. Предприятие заключило соглашение об установлении сервитута серветуарию. Плата за сервитут производится сервитуарием напрямую в доходы федерального бюджета на счет Росимущества. Какими проводками в бухгалтерском учете отразить операцию по установлению сервитута, если плата за сервитут предприятию не поступает, а обязанность уплаты НДС установлена (письмо Минфина России от 13.08.2021 N 03-07-11/65170).

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете казенного предприятия начисление дохода по соглашению об установлении сервитута не отражается.
В учетной политике предприятия следует урегулировать, отражает ли учреждение расчеты между получателем платы за сервитут - уполномоченным органом исполнительной власти (Росимуществом) и сервитуарием на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и/или ведет учет установления сервитута на дополнительном забалансовом счете.

Обоснование позиции:
Порядок отражения в бухгалтерском учете операции по установлению сервитута в рассматриваемой ситуации обусловлен правовым статусом казенного предприятия и не урегулирован Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция N 94н).
Федеральное казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, далее - Закон N 161-ФЗ).
Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (пп.1, 2 ст. 19 Закона N 161-ФЗ, п. 10 постановления Правительства РФ от 15.12.2007 N 872).
Вместе с тем казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац пятый п. 1 ст. 19 Закона N 161-ФЗ, п. 22 постановления Правительства РФ от 15.12.2007 N 872). То есть казенные предприятия являются коммерческими организациями, деятельность, осуществляемая ими в рамках поставленной перед ними цели, считается предпринимательской.
Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставляются казенным предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование (п. 2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ).
Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, в случае если соглашение об установлении сервитута заключено с федеральным казенным учреждением, относится к неналоговым доходам федерального бюджета - по нормативу 100 процентов (п. 3 ст. 41, ст. 51 БК РФ, абзац второй п. 3 ст. 39.25 Земельного кодекса РФ).
На основании п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации" доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Аналогичное понятие дохода приведено в п. 7.5 Концепции и в МСФО. Поскольку плата за установление сервитута в полной сумме подлежит перечислению в федеральный бюджет, то предприятие не имеет экономических выгод от поступления денежных средств и, соответственно, дохода. Поэтому мы считаем, что плата за установления сервитута не отражается в составе выручки от реализации на счете 90 "Продажи" или прочих доходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
В ситуации, когда плата за установление сервитута перечисляется сервитуарием напрямую в федеральный бюджет, минуя счета казенного предприятия, то для установления контроля за прохождением платежей предприятием может быть предусмотрено отражение расчетов корреспонденциями между соответствующими субсчетами счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Так, в бухгалтерском учете предприятия могут быть сделаны следующие записи:
Дт 76 (субсчет "Расчеты с сервитуарием") Кт 76 (субсчет "Расчеты с Росимуществом")
- начислена платы за установление сервитута;
Дт 91 Кт 68
- начислен НДС (за счет собственных средств).
На основании извещения от сервитуария или Росимущества (или казначейства):
Дт 76 (субсчет "Расчеты с Росимуществом") Кт 76 (субсчет "Расчеты с сервитуарием")
- отражено перечисление платы за установление сервитута в федеральный бюджет.
Отражение в бухгалтерском учете операции по установлению сервитута не предусмотрено Инструкцией N 94н. Предприятию следует установить этот порядок в своей учетной политике. Дополнительно или вместо отражения проводок по счету 76 можно предусмотреть отражение операции по установлению сервитута на дополнительном забалансовом счете (пп. 7.2, 7.3 ПБУ 1/2008 "Учетная политика").
По мнению Минфина России (письмо от 13.08.2021 N 03-07-11/65170), плата за установление сервитута, в том числе начисляемая органами власти (местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, унитарными предприятиями) и подлежащая перечислению в соответствующий бюджет, является объектом налогообложения НДС (письма Минфина России от 07.03.2019 N 03-07-11/14851, от 04.07.2018 N 03-07-11/46343, от 16.08.2017 N 03-07-11/52468). Налогоплательщиком (плательщиком) НДС являются органы власти либо государственные (муниципальные) учреждения, унитарные предприятия. При этом финансовое ведомство отмечает, что налоговая база определяется в общеустановленном порядке в соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате имущественных прав, полученных в денежной и (или) натуральной формах.
Однако установленная соглашением об установлении сервитута плата может включать в себя НДС (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2020 N 09АП-41127/20 по делу N А40-70452/2020, определение Верховного Суда РФ от 20.06.2019 N 305-ЭС19-4760 по делу N А40-218089/2017). В таком случае, полагаем, сумма налога определяется расчетным методом, но ставка налога в счете-фактуре указывается в размере 20 процентов (письмо Минфина России от 22.04.2019 N 03-07-03/29167)*(1).

К сведению:
"Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (информация Минфин России от 30.09.2021) предусмотрено установление особенности уплаты НДС при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и органами местного самоуправления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута), согласно которому НДС исчисляет и уплачивает в бюджет покупатель (получатель) таких прав (Приложение 2, п. 4 параграфа "Налог на добавленную стоимость").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

29 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также информацию на официальном сайте ФНС России: https://www.nalog.gov.ru/rn70/news/seminar/10787799/.