Нужно ли бюджетному учреждению исправлять ошибку прошлых лет в случае, если в прошлом году при оплате была использована подстатья 346 КОСГУ вместо подстатьи 226 КОСГУ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Некорректное применение статьи (подстатьи) КОСГУ в полной мере соответствует определению понятия ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку речь идет о неправильном использовании информации о факте хозяйственной жизни в целях ведения бухучета. Некорректное применение в прошлом отчетном периоде КОСГУ требует отражения в учете в текущем году операций по исправлению ошибки прошлых лет, независимо от наличия по состоянию на отчетную дату дебиторской/кредиторской задолженности по счету учета расчетов, выбор которого напрямую зависит от подстатьи (статьи) КОСГУ.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 18, ст. 19 БК РФ КОСГУ по-прежнему входит в состав бюджетной классификации Российской Федерации. Вместе с тем в настоящее время КОСГУ не определяет целевого характера расходов, а применяется исключительно в целях ведения бухгалтерского учета и составления бюджетной и иной финансовой отчетности (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 22.12.2017 N 02-05-10/86147).
В соответствии с п. 2 Порядка N 209н коды КОСГУ применяются при детализации (дополнительной детализации) показателей бюджетной росписи, бюджетной сметы казенного учреждения, обоснований бюджетных ассигнований. Необходимость детализации показателей бюджетной сметы в разрезе статей (подстатей) КОСГУ определяется главным распорядителем бюджетных средств. Для бюджетных и автономных учреждений необходимость детализации показателей Плана ФХД в разрезе статей (подстатей) КОСГУ определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. При этом специалисты финансового ведомства прямо указывают, что даже при наличии соответствующего требования о детализации показателей бюджетной сметы некорректное применение КОСГУ не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств (письмо Минфина России от 09.07.2019 N 02-09-06/1/50753).
В случае если на уровне публично-правового образования принято решение об учете операций со средствами бюджета, а также бюджетных и автономных учреждений в разрезе статей (подстатей) КОСГУ, то операции по уточнению некорректно примененных подстатей (статей) КОСГУ имеет смысл отражать на соответствующих лицевых счетах исключительно в отношении операций текущего года. Учитывая, что в рассматриваемой ситуации расходы осуществлялись в прошлом отчетном периоде, корректировка показателей кассовых расходов на лицевом счете, открытом в казначейском органе, не имеет смысла, в отличие от корректировки показателей бухгалтерской отчетности, необходимость которой не ставится в зависимость от периода осуществления кассовых выплат и наличия по состоянию на отчетную дату дебиторской/кредиторской задолженности по счету учета расчетов, выбор которого напрямую зависит от подстатьи (статьи) КОСГУ. Дело в том, что уточнение кодов КОСГУ требуется для корректировки сравнительных показателей (п. 19 Стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"). А неверный выбор КОСГУ в полной мере соответствует определению понятия ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 27 Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"), поскольку речь идет как раз о неправильном использовании информации о факте хозяйственной жизни в целях ведения бухгалтерского учета.
В настоящее время Инструкции NN 162н, 174н и 183н не содержат типовых корреспонденций по счетам 304 66, 304 76, 304 86, 304 96, 401 16, 401 17, 401 18, 401 19, 401 26, 401 27, 401 28, 401 29, с использованием которых в бухучете необходимо отражать операции по исправлению ошибок в тех или иных случаях. Применяемые в целях исправления указанных ошибок корреспонденции счетов субъекту учета необходимо определить в учетной политике. В зависимости от характера допущенных в прошлые отчетные периоды в учете расчетов ошибок порядок отражения в учете бухгалтерских записей по их исправлению может быть различен. Однако, исходя из положений Методрекомендаций по применению Стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480, следует четкое правило - каждая из неверно отраженных либо не отраженных в учете корреспонденций исправляется путем внесения двух исправительных записей, в каждой из которых должен быть использован соответствующий спецсчет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Ответ прошел контроль качества
10 января 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.