Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение в 2021 году в рамках отдельного договора приобрело автоматику на ворота. Установка будет производиться своими силами. Ворота и забор учитываются в качестве единого объекта основного средства. В результате выполненных работ ворота будут открываться автоматически путем удаленного управления. Нужно ли увеличивать балансовую стоимость объекта основного средства в результате установки автоматики на ворота?

Бюджетное учреждение в 2021 году в рамках отдельного договора приобрело автоматику на ворота. Установка будет производиться своими силами. Ворота и забор учитываются в качестве единого объекта основного средства. В результате выполненных работ ворота будут открываться автоматически путем удаленного управления. Нужно ли увеличивать балансовую стоимость объекта основного средства в результате установки автоматики на ворота?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение о необходимости увеличения балансовой стоимости объекта основного средства (ворот и забора) принимается должностными лицами учреждения, в частности, комиссией по поступлению и выбытию активов, исходя из анализа изменения показателей функционирования нефинансового актива после проведения работ по дооснащению его автоматикой.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями п. 27 Инструкции N 157н и п. 19 Федерального стандарта "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н, изменение первоначальной (балансовой) стоимости объекта основных средств после его признания в бюджетном учете возможно в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части, а также переоценки объектов основных средств.
Вместе с тем оснащение объекта новым устройством не всегда означает, что балансовая стоимость существующего нефинансового актива должна измениться. Затраты на модернизацию, дооборудование относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных объемов работ при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов по результатам проведенных работ.
Оценку того, привели ли к таким изменениям работы по оснащению ворот автоматикой, целесообразно поручить должностным лицам учреждения, обладающим соответствующими знаниями, либо членам комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.
Отметим, что нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, не содержат определений таких понятий, как "ремонт", "модернизация", "дооборудование" и т.п. В этой связи при квалификации работ в качестве ремонта или модернизации (дооборудования, реконструкции) нередко используют определения, приведенные в письме Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383, а также положения иных правовых актов.
В то же время на основании действующих нормативных правовых актов просто невозможно сформулировать какие-либо универсальные правила, определяющие единый порядок отнесения работ к ремонту или модернизации (дооборудованию, реконструкции). Следовательно, в ситуациях, подобных рассматриваемой, уполномоченные должностные лица учреждений вынуждены руководствоваться не объективными критериями, установленными соответствующими правовыми актами, а своими профессиональными суждениями, основанными на документально подтвержденной информации о конкретной хозяйственной операции.
Как правило, под модернизацией понимается совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемых путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными. К работам же по дооборудованию относятся работы по дополнению основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять с ним единое целое, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.
Так, если в ходе анализа соответствующих технических характеристик объекта основного средства (ворот с забором) после проведения работ по установке автоматики должностные лица учреждения придут к заключению, что изменились нормативные показатели функционирования нефинансового актива (например, улучшилось качество работы, уменьшились трудозатраты и т.д.), то в таком случае может быть принято вполне обоснованное решение о классификации таких работ в качестве дооборудования (модернизации), которые следует относить на увеличении балансовой стоимости объекта основного средства.
В случае, если будет принято решение, что технические характеристики и экономические показатели объекта основного средства не изменились, то такие расходы относятся на финансовый результат текущего периода.
Еще раз подчеркнем, что конкретное решение принимается должностными лицами учреждения, в частности, комиссией по поступлению и выбытию активов, которые исходят из анализа конкретных технических характеристик, параметров объекта. Такое решение оформляется в письменном виде по форме, утвержденной локальным актом учреждения (протоколом, заключением, актом и т.д.).
В заключении отметим, что в случае, если заключен отдельный договор о приобретении автоматики, а установка будет производиться своими силами, то при принятии решения о том, что данные работы являются дооборудованием (модернизацией) с отнесением на увеличение стоимости основного средства, расходы на приобретение самой автоматики следует относить в соответствии с п. 11.4.7 Порядка N 209н на подстатью 347 "Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений". Если изменение балансовой стоимости объекта по результатам работ не осуществляется, то расходы на приобретение автоматики, в рамках отдельного договора поставки, отражаются по подстатье 346 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" (п. 11.4.6 Порядка N 209н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

16 декабря 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.