На балансовом счете 303 05 казенного учреждения с 2017 года числится переплата (дебиторская задолженность) по плате за негативное воздействие на окружающую среду. В декабре 2021 года было получено решение Росприроднадзора об отказе в возврате суммы переплаты по причине пропуска срока подачи заявления о возврате (три года) (ст. 40.1 БК РФ). Можно ли списать дебиторскую задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду без использования забалансового счета 04?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Дебиторская задолженность учитывается на балансе казенного учреждения до момента принятия комиссией по поступлению и выбытию активов в установленном порядке решения о признании такой задолженности безнадежной ко взысканию либо не соответствующей критериям признания активом (сомнительная задолженность). Поэтому, прежде всего, необходимо инициировать заседание такой комиссии, на основании решения которой дебиторскую задолженность можно будет списать с балансового учета.
Необходимость отражения такой задолженности на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность" будет зависеть от того, собирается ли учреждение возобновлять процедуру взыскания долга, в том числе в судебном порядке, или нет.
Обоснование вывода:
Решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) (п. 339 Инструкции N 157н). Такое решение должно быть принято в случае, если не выполняется хотя бы одно из условий:
- дебиторская задолженность не соответствует понятию "актив" (п. 339 Инструкции N 157н, пп. 36, 47 Стандарта "Концептуальные основы", письмо Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/4517);
- нет уверенности, что дебиторская задолженность в будущем может быть взыскана.
К числу оснований для списания дебиторской задолженности с балансового учета, например, относятся:
- признание дебиторской задолженности безнадежной к взысканию;
- приостановление согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания (п. 86 Инструкции N 162н);
- признание дебитора неплатежеспособным (п. 86 Инструкции N 162н).
Отметим, что порядок принятия решений о признании дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию для казенных учреждений установлен положениями ст. 47.2 БК РФ. Кроме того, основания для признания долгов безнадежными перечислены в п. 7 Стандарта "События после отчетной даты".
При разработке порядка списания дебиторской задолженности с балансового учета учреждению нужно руководствоваться также положениями Общих требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393, по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной ко взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (смотрите письмо Минфина России от 14.07.2017 N 02-08-10/45171).
Бухгалтерская служба списывает дебиторскую задолженность на основании первичного документа - Бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной на основании решения Комиссии. Документы, подтверждающие обоснованность решения Комиссии, оцениваются профильными специалистами (членами Комиссии). Именно члены Комиссии несут ответственность за законность этого решения.
Дебиторская задолженность, возникшая в рамках расходных операций, списывается в дебет счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" (пп. 80, 84 Инструкции N 162н). В дальнейшем такая задолженность подлежит учету на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" в целях наблюдения за возможностью ее взыскания.
Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения Комиссии о признании задолженности безнадежной ко взысканию в случае (п. 339 Инструкции N 157н):
- наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству Российской Федерации.
При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной ко взысканию, к забалансовому учету не принимается (п. 339 Инструкции N 157н).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"):
- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
С 7 сентября 2019 года действует Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 (далее - Приказ N 334). Переплата подлежит зачету в счет будущего периода или возврату плательщику. Для этого необходимо подать заявление. К заявлению следует приложить подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и плательщиком акт сверки расчетов сумм платы за НВОС и копию доверенности, если заявление подписывает представитель плательщика.
В Приказе N 334 закреплено право плательщика оспорить в судебном порядке решение территориального органа Росприроднадзора об отказе в зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы. При этом согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Однако по истечении срока исковой давности судебная практика, как правило, складывается не в пользу плательщика, и ходатайство в возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду остается без удовлетворения (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.10.2021 N Ф06-9105/21 по делу N А06-11993/2020, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2021 N 13АП-26666/21 по делу N А56-15020/2021, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 N 01АП-873/21 по делу N А43-21887/2020).
Таким образом, в рассматриваемом случае, по нашему мнению, первоначально необходимо инициировать заседание комиссии по поступлению и выбытию активов. На основании решения комиссии дебиторская задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду может быть списана с балансового учета. Однако необходимость отражения такой задолженности на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность" будет зависеть от того, собирается ли учреждение возобновлять процедуру взыскания долга, в том числе в судебном порядке, или нет.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
20 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.