В бухгалтерском учете федерального бюджетного учреждения на забалансовом счете 21 учитываются флешки стоимостью 500 руб. (USB-флеш-накопитель). По результатам инвентаризации обнаружено, что флешки не работают. Для списания флешки достаточно ли акта комиссии по выбытию, или необходимо экспертное заключение?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующим законодательством, регулирующим порядок списания федерального имущества бюджетных учреждений, не установлено требование об обязательном привлечении независимой экспертной организации для целей списания иного движимого имущества. Вместе с тем если обоснование необходимости списания объектов нефинансовых активов возможно только с привлечением эксперта или специализированной организации, то бюджетное учреждение может привлечь эксперта на добровольной основе или независимую экспертную организацию на возмездной основе.
Обоснование вывода:
В первую очередь, напоминаем, что бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если такие сделки нельзя отнести к крупным или сделкам с заинтересованностью (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
При принятии решения о списании федерального имущества бюджетные учреждения обязаны руководствоваться нормами, определенными постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" (далее - Постановление N 834). Установленные Постановлением N 834 общие требования к оформлению списания федерального имущества не содержат каких-либо рекомендаций о необходимости наличия экспертного заключения о состоянии имущества.
Выбытие основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета)), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции N 157н).
Как правило, детальный порядок списания объектов нефинансовых активов, включая требования к процедуре принятия решения о пригодности (непригодности) к эксплуатации основных средств, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются соответствующим нормативным правовым актом органа государственной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества.
Вместе с тем решение о списании федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными бюджетными и автономными учреждениями учредителем либо приобретенного федеральными бюджетными и автономными учреждениями за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, принимается самостоятельно (подп. "ж" п. 4 Постановления N 834). Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке определяет перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением учредителем или приобретенного федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (далее - особо ценное движимое имущество) (подп. "е" п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 (далее - Положение)) и согласовывает распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением учредителем либо приобретенным федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение такого имущества (подп. "л" п. 3 Положения).
Перечень обязательных документов, предоставляемых для согласования списания федерального имущества, определен п. 1 Порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 N 96/30н. В указанном перечне отсутствуют какие-либо документы, составление которых требует привлечения независимой экспертной организации. В то же время данный перечень не является закрытым, так как в нем есть указание на представление иных документов согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с подп. "г" п. 6 Постановления N 834.
Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 (далее - Постановление N 538) утвержден порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества. Подпунктом "а" пункта 4 Постановления N 538 установлено, что при определении перечней особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений подлежит включению в состав такого имущества движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает для федеральных бюджетных учреждений размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Вместе с тем приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 01.08.2018 N 19н "Об утверждении перечней документов, необходимых для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за организациями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации" требование об обязательном наличии технического заключения независимого эксперта установлено только для целей списания особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества.
Соответственно, при отсутствии в нормативном правовом акте учредителя требований о наличии заключения специализированной организации в целях списания объектов нефинансовых активов (перечня случаев, в которых для списания основного средства необходимо оформлять заключение о техническом состоянии, подтверждающее его непригодность к дальнейшей эксплуатации, выданное специализированной организацией (экспертом)), если при этом квалификация специалистов, входящих в состав комиссии, позволяет сделать однозначный вывод о непригодности объекта к дальнейшей эксплуатации, решение о необходимости списания принимается данной комиссией.
Если в штате самого учреждения отсутствуют специалисты необходимой квалификации, учреждению целесообразно рассмотреть возможность их привлечения из других учреждений, подведомственных учредителю. И только в случае, если обосновать необходимость списания объектов нефинансовых активов возможно только с привлечением специализированной организации, учреждением заключается соответствующий договор (пп. 7, 8 Постановления N 834).
Таким образом, действующим законодательством, регулирующим порядок списания федерального имущества бюджетных учреждений, не установлено требование об обязательном привлечении независимой экспертной организации в отношении списания иного движимого имущества. Вместе с тем если обоснование необходимости списания объектов нефинансовых активов возможно только с привлечением эксперта или специализированной организации, то бюджетное учреждение может привлечь эксперта на добровольной основе или независимую экспертную организацию на возмездной основе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Старовойтова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
21 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.