Как казенному учреждению нужно организовать учет списанной с баланса задолженности по доходам от оказания платных услуг на забалансовых счетах 4 и 20?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Дебиторская и кредиторская задолженность по доходам от оказания платных услуг, списанная с балансового учета, учитывается казенным учреждением на забалансовых счетах 04 и 20 с указанием соответствующего кода доходов бюджета. Требования о ведении аналитического учета в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) для забалансовых счетов 04 и 20 не установлено.
Обоснование вывода:
В соответствии с положениями п. 371 Инструкции N 157н аналитический учет по забалансовому счету 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" организуется в разрезе:
- видов выплат (поступлений), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность учреждения по кредиторам, с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения кредитора и задолженности в целях регистрации принятого (принимаемого) денежного обязательства (требования кредитора) и его оплаты, за исключением кредиторской задолженности, связанной с переплатами в бюджет, которая ведется в разрезе видов платежей;
- кодов классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов, кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов,
- контрагентов (кредиторов),
- видов платежей (кодов финансового обеспечения).
Согласно п. 340 Инструкции N 157н аналитический учет по забалансовому счету 04 "Сомнительная задолженность" ведется в разрезе:
- видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов,
- дебиторов (должников), с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания;
- видов поступлений (выплат) (источников финансового обеспечения),
- кодов классификации доходов бюджетов;
- уникальных идентификаторов начислений (УИН);
- правовых оснований.
Требования о ведении аналитического учета в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) для забалансовых счетов 04 и 20 не установлено.
Дебиторская задолженность, как и кредиторская, могут образоваться как в рамках "доходных" операций, так и в рамках "расходных". Непосредственно Инструкцией N 157н не определено понятие "вид поступлений". Вместе с тем, исходя из положений п. 21.2 Инструкции N 157н, под аналитическим кодом вида поступлений или выбытий подразумеваются коды, соответствующие коду (составной части кода) бюджетной классификации Российской Федерации:
- аналитической группе подвида доходов бюджетов,
- коду вида расходов,
- аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов.
Соответственно, аналитический учет в разрезе видов поступлений (выплат) по забалансовым счетам 04 и 20 должен указывать на характер учитываемой задолженности, а именно - указывать на то, является ли такая задолженность "расходной" или "доходной".
Одновременно установлено требование об аналитическом учете задолженности в разрезе кодов источников финобеспечения деятельности. Поскольку у казенного учреждения на забалансовом счете 20 может учитываться кредиторская задолженность, образовавшаяся в рамках операций со средствами во временном распоряжении, указанное требование является обязательным не только для бюджетных и автономных учреждений, но и для казенных. Вместе с тем, наряду с видом поступлений (выбытий), аналитический учет по забалансовым счетам должен быть организован в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, для казенных учреждений аналитический учет одновременно в разрезе видов поступлений (выбытий), по сути, будет дублировать аналитику по кодам бюджетной классификации, поскольку коды поступлений и выбытий являются составляющей частью кода бюджетной классификации. При этом операции со средствами во временном распоряжении в разрезе кодов бюджетной классификации не отражаются. Соответственно, вместо кода бюджетной классификации для идентификации кредиторской задолженности по средствам во временном распоряжении могут быть указаны нули.
Таким образом, для выполнения требований Инструкции N 157н в части организации аналитического учета по счетам 04 и 20 казенным учреждениям необходимо вести его в разрезе кодов классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов без дополнительного указания дополнительно видов поступлений (выплат) и источников финансового обеспечения.
Аналитический учет списанной с баланса дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг на забалансовом счете 04 "Сомнительная задолженность" в казенном учреждении должен быть организован с указанием:
- дебиторов (должников), с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания;
- кода классификации доходов бюджетов;
- уникального идентификатора начислений (УИН);
- правовых оснований возникновения дебиторской задолженности.
Аналитический учет списанной с баланса кредиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" в казенном учреждении должен быть организован с указанием:
- контрагента (кредитора);
- кода классификации доходов бюджетов,
- видов платежей.
При этом понятие "вид платежа" положениями Инструкции N 157н не определено. Полагаем, что аналитический признак "вид платежа" необходим в том случае, если какая-то информация о задолженности не может быть получена из кода классификации доходов бюджета. В этом случае особенности указания "вида платежа" как аналитического признака учета на забалансовом счете 20 определяются казенным учреждением в рамках учетной политики.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шубенкина Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
2 декабря 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.