Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Допускается ли одновременное обложение водных судов налогом на имущество организаций и транспортным налогом?

Допускается ли одновременное обложение водных судов налогом на имущество организаций и транспортным налогом?

В составе основных средств российской организации на общей системе налогообложения, зарегистрированной в Волгоградской области, числятся следующие самоходные водные суда, имеющие двигатели:
- маломерное судно (195 кг), зарегистрированное в инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Волгоградской области;
- рейдовый буксир "РБТ-277", зарегистрированный в государственном судовом реестре ФБУ "Администрация Волго-Дон";
- рейдовый буксир ледокольного типа "Рейдовый-12", зарегистрированный в государственном судовом реестре ФБУ "Администрация Волго-Дон".
В отношении указанных объектов основных средств организация исчисляет налог на имущество исходя из их среднегодовой стоимости по данным бухгалтерского учета (права на льготы организация не имеет).
Подлежат ли одновременно данные объекты обложению транспортным налогом исходя из их мощности и установленных ставок (с учетом определения КС РФ от 14.12.2004 N 451-О)?
Каким образом нужно действовать налогоплательщику, если в 2024 году налоговый орган выражает позицию о необходимости начисления транспортного налога по данным объектам (при этом правомерность исчисления налога на имущество налоговым органом не комментируется)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Зарегистрированные на организацию в данном случае водные суда подлежат обложению как налогом на имущество, так и транспортным налогом. Правомерность такого подхода подтверждается определением КС РФ от 14.12.2004 N 451-О. В этой связи организации следует согласиться с позицией налогового органа относительно необходимости исчисления и уплаты транспортного налога.

Обоснование позиции:

На основании подп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (то есть как его среднегодовая стоимость), если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ.

Для целей приведенной нормы к недвижимому имуществу относятся в том числе подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания (п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Соответственно, подлежащие государственной регистрации морские суда и суда внутреннего плавания, учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств, признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций (за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 374 НК РФ), что в отсутствие льгот предполагает необходимость его исчисления и уплаты в отношении указанных объектов исходя из их средней (среднегодовой) стоимости (п. 1 ст. 38, пп. 1, 3 ст. 375, п. 4 ст. 376 НК РФ).

Наряду с этим в соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, признаются объектом налогообложения по транспортному налогу (за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 358 НК РФ), что в отсутствие льгот предполагает необходимость его исчисления и уплаты в отношении указанных объектов. В отношении водных транспортных средств, имеющих двигатели, налоговые обязательства определяются исходя из мощности их двигателей в лошадиных силах и установленных налоговых ставок (подп. 1 п. 1 ст. 359, ст. 361, п. 2 ст. 362 НК РФ).

Как следует из приведенных норм, зарегистрированные в установленном порядке водные суда могут являться объектом налогообложения как по налогу на имущество организаций (как объекты недвижимости, принятые к учету в качестве основных средств), так и по транспортному налогу (как транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке).

Правомерность такого подхода подтверждена в п. 2.3 определения КС РФ от 14.12.2004 N 451-О, согласно которому он не может рассматриваться как допускающий двойное налогообложение одного и того же экономического объекта, а потому и как нарушающий принципы справедливого и соразмерного налогообложения, поскольку налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы (смотрите также письма Минфина России от 27.04.2018 N 03-05-06-04/28685, от 30.03.2017 N 03-05-05-01/18582).

Норм, официальных разъяснений, а также материалов судебной практики, указывающих на недопустимость одновременного обложения водных транспортных средств и налогом на имущество организаций, и транспортным налогом, нами не обнаружено.

Таким образом, принимая во внимание также и положения Закона Волгоградской области от 11.11.2002 N 750-ОД "О транспортном налоге", считаем, что позиция налогового органа о необходимости начисления и уплаты организацией в данном случае транспортного налога в отношении зарегистрированных на нее водных транспортных средств закону не противоречит. В этой связи считаем, что организации следует исчислить и уплатить транспортный налог в отношении указанных объектов налогообложения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

Ответ прошел контроль качества

20 ноября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.