Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Как заполнять фактический расход и расход по норме путевого листа?

Как заполнять фактический расход и расход по норме путевого листа?

Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" установлены формы путевых листов автотранспорта. Приказами Минтранса путевые листы изменялись или дополнялись новыми требованиями по обязательным реквизитам.
В путевом листе на легковой автомобиль предусмотрены отчетные данные: "Расход: "по норме" и "фактически".
В данных графах необходимо указывать объем ГСМ на 100 км или общий объем ГСМ, который был рассчитан как использованный (должен быть использован по норме для графы "по норме") при пройденном расстоянии автомобилем в течение данного дня? Если должен указываться объем ГСМ на 100 км, то каким нормативным документом это регламентировано или рекомендовано?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В путевом листе фактический расход и расход по норме указывается не из расчета на 100 км. пути, а исходя из расхода ГСМ, осуществленного в период действия путевого листа. В то же время если учреждению необходима какая-либо дополнительная информация, то оно может предусмотреть дополнительные реквизиты в путевом листе, а порядок их заполнения утвердить локальным документом.

Обоснование вывода:

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства (далее - ТС), водителя (п. 14 ч. 1 ст. 2 УАТ).

В настоящее время состав сведений и порядок оформления (формирования) путевого листа утверждены приказом Минтранса России от 28.09.2022 N 390 (далее - Приказ N 390). При этом состав сведений не содержит фактический расход ГСМ и расход по норме.

В то же время унифицированные формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее - Постановление N 78), содержат раздел "Движение горючего", в том числе фактический расход и расход по норме. При этом в настоящее время формы путевых листов, утвержденные Постановлением N 78, необязательны для применения, и путевой лист не является первичным документом для списания ГСМ. Поэтому в настоящее время учреждение может использовать:

- унифицированные формы путевых листов, утвержденные Постановлением N 78. При использовании унифицированной формы в нее следует добавить реквизиты из состава сведений, которые в ней отсутствуют;

- формы, разработанные самостоятельно.

Учитывая отсутствие нормативных документов, которые четко регулируют порядок заполнения путевых листов, конкретный порядок целесообразно установить локальным актом учреждения.

Отметим, что указывать в каждом путевом листе норму расхода ГСМ в расчете на 100 км пути не обязательно, это обусловлено тем, что в течение дня ТС может использоваться в различных условиях, и рассчитать единую норму, которая будет использоваться на протяжении периода действия всего путевого листа, не представляется возможным.

Фактический расход топлива в литрах можно рассчитать, если из суммы остатка ГСМ на момент выезда автомобиля и количества заправленного ГСМ вычесть остаток ГСМ на конец дня. При этом рассчитывать фактический расход в расчете на 100 км, по нашему мнению, нецелесообразно, так как такой показатель не может использоваться для контроля за списанием ГСМ или за использованием автомобиля.

Таким образом, в путевом листе фактический расход и расход по норме указывается не из расчета на 100 км пути, а исходя из расхода ГСМ, осуществленного в течение периода действия путевого листа. В то же время если учреждению необходима какая-либо дополнительная информация, то оно может предусмотреть дополнительные реквизиты в путевом листе, а порядок их заполнения утвердить локальным документом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман

Ответ прошел контроль качества

18 сентября 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.