Как посчитать стоимость строительного контроля, в том числе с учетом разницы в уплате НДС?
Стоимость строительных работ - с НДС. Организация, осуществляющая строительный контроль, находится на УСН.
Как считать стоимость строительного контроля: полную стоимость строительных работ с НДС умножить на коэффициент строительного контроля, или стоимость строительных работ без НДС умножить на коэффициент строительного контроля?
В силу ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 15 Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468, размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".
В соответствии с п. 138 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства..., утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 августа 2020 г. N 421/пр (далее - Методика), в сводном сметном расчете сметные затраты распределяются по главам:
- подготовка территории строительства, реконструкции, капитального ремонта (глава 1);
- основные объекты строительства, реконструкции, капитального ремонта (глава 2);
- объекты подсобного и обслуживающего назначения (глава 3);
- объекты энергетического хозяйства (глава 4);
- объекты транспортного хозяйства и связи (глава 5);
- наружные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения (глава 6);
- благоустройство и озеленение территории (глава 7);
- временные здания и сооружения (глава 8);
- прочие работы и затраты (глава 9);
- содержание службы заказчика. Строительный контроль (глава 10);
- подготовка эксплуатационных кадров для строящегося объекта капитального строительства (глава 11);
- публичный технологический и ценовой аудит, подготовка обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства, технологический и ценовой аудит такого обоснования инвестиций, аудит проектной документации, проектные и изыскательские работы (глава 12).
По смыслу пп. 141-143 Методики НДС рассчитывается за итогами глав сводного сметного расчета.
В соответствии с п. 167 вышеназванной Методики расчет затрат на осуществление строительного контроля осуществляется в текущем уровне цен от итогов глав 1-9 сводного сметного расчета стоимости строительства (графы 4, 5, 6 и 7) (за исключением расходов на приобретение земельных участков), и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль" (графы 7 и 8).
Учитывая изложенное, полагаем, что размер затрат заказчика на строительный контроль изначально рассчитывается от сметной стоимости строительства (главы 1-9 сводного сметного расчета) без НДС. В дальнейшем в целях соблюдения требований налогового законодательства заказчик при формировании цены договора/контракта на строительный контроль уже начисляет НДС.
Однако обращаем внимание, что указанная Методика содержит нормы права по определению стоимости строительных работ проектно-сметным методом и напрямую вопросы формирования НМЦК (цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК) на строительный контроль не регулирует.
В нормах Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не указано, что НМЦК на строительный контроль должна определяться проектно-сметным методом. При этом из смысла чч. 9, 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ следует, что применение проектно-сметного метода в случаях, не указанных в этих нормах, неправомерно (аналогичный вывод прямо содержится в письме Минэкономразвития России от 31.12.2015 N Д28и-3902, разъяснениях по вопросу 5 в письме Минэкономразвития России от 17.09.2015 N Д28и-2788, косвенно тот же вывод следует из писем Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2899, от 16.12.2016 N Д28и-3512, от 25.11.2016 N Д28и-3139, от 21.07.2016 N Д28и-1957, от 21.01.2016 N Д28и-89). Но на практике довольно часто встречаются случаи формирования НМЦК на строительный контроль исходя из затрат, указанных в сводных расчетах.
В то же время согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ НМЦК (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем) определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких методов. Таким образом, по нашему мнению, при определении НМЦК на строительный контроль допустимо применение и иных методов или их совокупности. Учитывая изложенное, полагаем, что вышеописанный случай можно рассмотреть как один из вариантов формирования НМЦК на строительный контроль.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ермакова Елена
8 июля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.