Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Какой порядок установления наценки при реализации готовых блюд, изготавливаемых из продуктов, поступивших в бюджетное учреждение по договору пожертвования?

Какой порядок установления наценки при реализации готовых блюд, изготавливаемых из продуктов, поступивших в бюджетное учреждение по договору пожертвования?

Бюджетное учреждение ведет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания, реализует за деньги комплексные обеды. Продукты для столовой приобретаются за счет КФО 2 в рамках Закона N 223-ФЗ и поступают по договору пожертвований. Может ли бюджетное учреждение калькулировать блюда общепита с наценкой?
Бюджетное учреждение оказывает услуги по дополнительному образованию. За счет приносящей доход деятельности содержится гостиничное хозяйство, в столовой которого оказываются услуги общественного питания. Конкретные условия (цели) использования продуктов питания жертвователем не установлены.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Уровень наценок определяется бюджетным учреждением самостоятельно и утверждается соответствующим локальным актом. Положениями действующих федеральных нормативно-правовых актов каких-либо ограничений относительно установления наценки при калькуляции блюд, изготавливаемых из продуктов, полученных учреждением по договору пожертвования, не установлено. Нормативно-правовых актов г. Москвы, положения которых ограничивали бы размер наценки в вышеуказанной ситуации, в свободном доступе нами также не найдено. Считаем, что наценка на готовые блюда в данном случае устанавливается в общем порядке.

Обоснование вывода:

В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение в рамках приносящей доход деятельности при оказании услуг общественного питания в столовой осуществляет реализацию готовой продукции. Процессу изготовления готовой продукции предшествует приобретение продуктов питания (пищевых продуктов и продовольственного сырья) как путем закупа, так и по договору пожертвования. При этом условия использования продуктов питания жертвователем не установлены.

Отметим, что в силу положений ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Продукты питания принимаются к учету по первоначальной (фактической) стоимости (п. 100 Инструкции N 157н, п. 19 Стандарта "Запасы"). При этом первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции N 157н, п. 22 Стандарта "Запасы").

В свою очередь, готовая продукция - это материальные ценности (изделия), созданные (произведенные) организацией бюджетной сферы и предназначенные для отчуждения, прошедшие все стадии технологического процесса, а также укомплектованные изделия, прошедшие испытания и техническую приемку (п. 7 Стандарта "Запасы").

Особенности учета готовой продукции в бюджетном учреждении приведены в п. 38-48 Инструкции N 174н. Одной из таких особенностей является то, что принятие к учету готовой продукции осуществляется по плановой (нормативно-плановой) себестоимости на дату ее выпуска (смотрите также пп. 25, 26 стандарта "Запасы", п. 122 Инструкции N 157н).

Особенность ценообразования в сфере общественного питания заключается в том, что фактическая себестоимость единицы выпускаемой продукции (блюда) в общественном питании не определяется, а рассчитывается цена реализации для каждого изделия собственного производства. Цены реализации блюд определяются методом калькуляции на основании указанных в сборниках рецептур норм закладки сырья. Принимая во внимание, что бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, определенная калькуляционным способом цена реализации изделия собственного производства является нормативно-плановой себестоимостью (смотрите также письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-07-05/23495). В расчете цены конкретного блюда участвует наценка на сырьевой набор продуктов.

Для определения цены на готовые блюда бюджетные учреждения могут использовать Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги. В соответствии с п. 4.7 указанных рекомендаций формирование цен на реализуемую продукцию осуществляется исходя из свободных отпускных цен или цен закупки на эту продукцию и единой наценки. Причем размеры наценок на реализуемую столовыми продукцию нужно определять с учетом возмещения издержек производства, обращения и реализации, НДС (кроме организаций, освобожденных от уплаты НДС) и рентабельности.

Далее отметим, что в соответствии с Методикой учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утвержденной Роскомторгом 12.08.1994 N 1-1098/32-2, уровень наценок определяется учреждение самостоятельно и утверждается локальным актом организации, если они не регулируются органами исполнительной власти.

При определении цены реализации необходимо учитывать, что на некоторые виды товаров существует государственное регулирование цен. Кроме того, постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" предоставляет право органам исполнительной власти субъектов РФ вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также наценки на продукты детского питания. Эти требования действуют на территории субъекта РФ и применяются всеми предприятиями общественного питания независимо от организационно-правовой формы и подведомственности.

Таким образом, бюджетным учреждением уровень наценок определяется самостоятельно и утверждается соответствующим локальным актом с учетом требований, установленных на территории субъекта РФ. При анализе положений действующих федеральных нормативно-правовых актов каких-либо ограничений по применению наценки при калькуляции блюд, изготавливаемых из продуктов, полученных учреждением по договору пожертвования, нами не установлено. Нормативно-правовых актов г. Москвы, положения которых ограничивали бы размер наценки в вышеуказанной ситуации, в свободном доступе нами также не найдено. Считаем, что установление наценки на готовые блюда, при изготовлении которых используются продукты, полученные по договору пожертвования, осуществляется в общем порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина

Ответ прошел контроль качества

28 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.