Комиссия банка в отчете о движении денежных средств
Когда клиенты рассчитываются по банковскому терминалу, банк удерживает комиссию, при этом на расчетный счет организации поступают денежные средства за минусом комиссии (то есть в выписке банка комиссия в расходе не отражается).
Нужно ли данную комиссию показывать в отчете о движении денежных средств, если движения по данным комиссиям банка нет на счете 51?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Ответ на указанный вопрос не является однозначным, поэтому организации следует выбрать один из двух вариантов формирования отчета о движении денежных средств (показывать комиссию в отчете или нет) и закрепить сделанный выбор в учетной политике для бухгалтерского учета.
Как вариант, организация может принять решение об отражении в отчете о движении денежных средств по строке 4111 (поступления от продажи продукции, товаров, работ и услуг) денежных средств, фактически поступивших от клиентов на расчетный счет. В этом случае комиссия банка в отчете о движении денежных средств не отражается.
Обоснование позиции:
Правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных) устанавливает ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств".
Согласно п. 5 ПБУ 23/2011 отчет о движении денежных средств представляет собой обобщение данных о денежных средствах, а также высоколиквидных финансовых вложениях, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости (так называемые денежные эквиваленты). К денежным эквивалентам могут быть отнесены, например, открытые в кредитных организациях депозиты до востребования.
В отчете о движении денежных средств отражаются платежи организации и поступления в организацию денежных средств и денежных эквивалентов (то есть отражаются денежные потоки организации), а также остатки денежных средств и денежных эквивалентов на начало и конец отчетного периода (п. 6 ПБУ 23/2011).
К сведению:
В МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств" (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) сказано, что в этом стандарте применяются в частности следующие термины:
- денежные средства включают денежные средства в кассе и депозиты до востребования;
- денежные потоки представляют собой притоки и оттоки денежных средств и их эквивалентов.
Денежные потоки организации подразделяются на денежные потоки от текущих, инвестиционных и финансовых операций (п. 7 ПБУ 23/2011).
В соответствии с п. 9 ПБУ 23/2011 денежные потоки организации от операций, связанных с осуществлением обычной деятельности организации, приносящей выручку, классифицируются как денежные потоки от текущих операций. Денежные потоки от текущих операций, как правило, связаны с формированием прибыли (убытка) организации от продаж.
К денежным потокам от текущих операций относятся поступления от продажи покупателям (заказчикам) продукции и товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В описанной ситуации на расчетный счет организации поступают платежи от клиентов за минусом комиссии банка (в выписке банка комиссия в расходе не отражается), то есть денежные средства в размере комиссии организации не поступают. В связи с этим организация может принять решение об отражении в отчете о движении денежных средств по строке 4111 (поступления от продажи продукции, товаров, работ и услуг) денежных средств, фактически поступивших от клиентов на расчетный счет. В этом случае комиссия банка в отчете о движении денежных средств не отражается.
Вместе с тем организация может, в том числе с учетом потребностей заинтересованных пользователей отчетности, принимающих на ее основе экономические решения, выработать иной подход:
- по строке 4111 (поступления от продажи продукции, товаров, работ и услуг) отразить всю сумму денежных средств, уплаченную клиентом через банковский терминал;
- по строке 4129 (прочие платежи) отразить удержанную банком комиссию.
В итоге организации следует выбрать один из двух вариантов формирования отчета о движении денежных средств (показывать комиссию в отчете или нет) и закрепить сделанный выбор в учетной политике для бухгалтерского учета, опираясь на следующие моменты.
Во-первых, в программе, с использованием которой ведется бухгалтерский учет и составляется отчетность, могут содержаться определенные настройки, связанные с формированием отчета о движении денежных средств. Как вариант, программа может быть настроена на то, что в отчет попадают данные движения денежных средств по счету 51. Поэтому в случае выбора второго варианта организации придется вносить изменения в данные отчета вручную. А одно из требований, которым должна отвечать учетная политика, - это требование рациональности, под которым понимается рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Во-вторых, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Поэтому выбор определенного варианта заполнения отчета о движении денежных средств может быть в том числе основан на том, в каком виде информация, представленная в этом отчете, наиболее полезна пользователям для принятия на его основе экономических решений.
В-третьих, сделанный выбор следует применять последовательно из года в год (п. 5 ПБУ 1/2008). Информация об изменениях в финансовом положении организации обеспечивается главным образом отчетом о движении денежных средств. Соответственно, показатели, отражаемые в этом отчете, должны быть сопоставимы на разные отчетные даты.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга
Ответ прошел контроль качества
27 марта 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.