Утилизация списанных компьютеров и электронных запчастей
Какова процедура утилизации списанных компьютеров и электронных запчастей? Какая организация может выполнить данную работу и на основании каких документов она должна работать? Какие документы необходимо запросить у организации, чтобы не было вопросов от налоговой инспекции?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Для списания непригодных к их дальнейшему использованию запасов, объектов ОС с балансовых или забалансовых счетов необходимо составить Акт списания. Конкретной формы такого документа не установлено, в связи с чем организация может разработать его самостоятельно.
В акте указываются (помимо стандартных реквизитов): перечень активов, причина списания, а также в некоторых случаях (если есть информация, что списываемые активы могут содержать драгметаллы) - необходимость изъятия содержащих драгметаллы деталей (силами работников организации либо с привлечением сторонней организации (лицензия не требуется)), передачи изъятых деталей для аффинажа (перечень организаций ограничен), передачи списанного оборудования как отходов специализированной организации для их дальнейшей утилизации (требуется лицензия на обращение с отходами).
Отметим, что просто выбросить данные отходы в контейнер для ТКО либо передать для размещения на полигоне нельзя. Передать указанные отходы можно только на утилизацию, которую должна проводить специализированная организация или ИП (переработчик), имеющие лицензию.
Документы, предоставленные организацией или ИП, которым переданы отходы на утилизацию (договор, акт выполненных работ по утилизации с указанием вида и веса принятых отходов) служат подтверждением выполнения требований законодательства об отходах, а также подтверждением того, что списанные активы действительно утилизированы, а не переданы безвозмездно (что имеет значение для целей НДС и подтверждения расходов по налогу на прибыль).
Таким образом, помимо списания компьютеров, электронных деталей и аналогичных активов организация должна решить вопрос с их утилизацией, в т.ч. с правильным извлечением и учетом драгметаллов.
Отметим, что организация, не имея соответствующей лицензии, может складировать (накапливать) отходы в виде списанного оборудования на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей утилизации.
Обоснование позиции:
С одной стороны, при рассмотрении налоговых последствий операций следует исходить из так называемого принципа автономности налогового законодательства. То есть нарушение норм гражданского или иного законодательства (например, законодательства об обращении с отходами) не влияет на исчисление налогов (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 N 5600/07, Девятого ААС от 11.04.2016 N 09АП-11004/16, от 20.06.2013 N 09АП-14851/13, Пятого ААС от 08.09.2014 N 05АП-10980/14, Четвертого ААС от 08.05.2013 N 04АП-1268/13, Десятого ААС от 04.08.2008 N 10АП-1982/2008).
В данном случае это означает, что значимым для целей налогового (и бухгалтерского) учета является факт списания активов (компьютеров и электронных запчастей) и фактического несения расходов, связанных с данной операцией (в т.ч. в виде остаточной стоимости ОС, стоимости запасов), даже в том случае, если они были утилизированы с нарушением норм законодательства об обращении с отходами*(1).
С другой стороны, условием для соответствия таких расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ является документальное подтверждение:
- факта, что запасы, объекты ОС не могут быть использованы в деятельности организации (акт списания, в котором указывается в т.ч. причина списания) (смотрите раздел Документальное оформление);
- а также факта утилизации запасов: договор с контрагентом (или счет), которому переданы запасы для утилизации, акты, подтверждающие оказание услуг (выполнение работ), либо (в случае самостоятельной утилизации) документ, в котором комиссия, состоящая из ответственных сотрудников организации, подтверждает факт утилизации (с указанием, помимо перечня запасов, способа их утилизации) (смотрите Раздел Обращение с отходами).
Таким образом, одного акта списания недостаточно для целей выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ. Необходимо также подтверждать факт утилизации (передачи специализированной организации для утилизации).
Например, в письме Минфина России от 18.03.2022 N 03-03-06/1/21079 указано, что "в том случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность организации по утилизации оборудования, то расходы на его утилизацию уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса при условии, что данные расходы экономически обоснованны, а также при условии надлежащего документального подтверждения процедур, предусмотренных законодательством для такой утилизации" (смотрите также письма от 01.02.2023 N 03-03-06/1/7898, от 29.07.2021 N 03-03-06/1/60734 и от 24.07.2019 N 03-03-06/1/55140).
Кроме того, Глава 21 НК РФ не обязывает налогоплательщика восстанавливать принятый к вычету НДС в случае списания запасов или объектов ОС, входящий НДС по которым был ранее принят к вычету. Однако документ, подтверждающий передачу запасов на утилизацию или для размещения на полигоне, служит свидетельством того факта, что эти запасы или объекты ОС не были переданы третьим лицам безвозмездно (что требует начисления НДС) (смотрите п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, определения ВС РФ от 21.06.2022 N 303-ЭС22-9336, от 04.12.2019 N 306-ЭС19-23493, постановления АС Дальневосточного округа от 24.01.2019 N Ф03-5265/18, АС Северо-Кавказского округа от 13.06.2017 N Ф08-2773/17, АС Поволжского округа от 30.01.2017 N Ф06-17037/16, АС Уральского округа от 05.12.2016 N Ф09-10965/16, письма Минфина России от 09.06.2021 N 03-07-11/45142, от 15.05.2019 N 03-07-11/34572).
Таким образом, списание объектов бухгалтерского учета - ОС (в т.ч. с забалансового счета, где они учитывались в силу малоценности) или запасов и их дальнейшая утилизация или разбор в целях извлечения пригодных деталей являются разными операциями, которые происходят после принятия решения о списании материальных ценностей.
Сначала активы выбывают как объекты бухгалтерского учета (списываются со счета 01, 08, 10 или забалансового), признаются в расходах и переходят в категорию отходов. Затем происходит движение отходов (в виде передачи специализированной организации на утилизацию или для размещения на полигоне), подтверждающее факт списания активов.
Обращение с отходами
Отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (абзац 2 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
С учетом степени негативного воздействия на окружающую среду оборудование компьютерное, электронное, утратившее потребительские свойства (подтип 4 81 000 00 00 0), может относиться к IV классу опасности (малоопасные отходы), картриджи, телефорны мобильные - к III классу, источники бесперебойного питания - ко II классу (п. 5.5.11 Положения..., утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, блок 4 ФККО, ст. 1, ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ).
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности может осуществляться лицами, имеющими соответствующую лицензию (ст. 9 Закона N 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Необходимо также учитывать, что с 01.03.2022 вступил в силу приказ Минприроды России от 11.06.2021 N 399, которым для юридических лиц установлена обязанность передавать отходы электронного и электрического оборудования специализированным организациям в течение 11 месяцев с момента образования таких отходов (смотрите также информацию Минприроды России от 22.02.2022).
Т.е. просто выбросить данные отходы в контейнер для ТКО либо передать для размещения на полигоне нельзя.
Передать указанные отходы можно только на утилизацию, которую должна проводить специализированная организация или ИП (переработчик), имеющие лицензию (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Отметим, что отходы могут накапливаться (складироваться) на территории организации (в специально выделенном месте) не более чем 11 месяцев (абзац 19 ст. 1 Закона N 89-ФЗ). После этого отходы должны быть переданы специализированной организации на утилизацию или размещение.
Учет образовавшихся отходов ведется в Журнале учета движения отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028, в котором заполняется:
- состав образующихся видов отходов, подлежащих учету (таблица N 1);
- обобщенные данные учета в области обращения с отходами (таблица N 2);
- данные учета переданных другим лицам отходов (таблица N 3) (в т.ч. переданных на утилизацию (плата за НВОС не взимается за этот объем отходов));
- данные учета полученных от других лиц отходов (таблица N 4).
На основании данных Журнала учета движения отходов оформляется форма N 2-ТП (отходы).
Отходы в виде драгметаллов
Зачастую компьютерная техника, электронные детали содержат в своих деталях драгметаллы. Поэтому в данном случае организации необходимо также учитывать положения:
- Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ).
- Правил учета и хранения драгоценных металлов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 г. N 731 (далее - Правила);
- Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, утвержденной приказом Минфина России от 09.12.2016 N 231н (далее - Инструкция).
Согласно положениям п. 6 Правил и п. 5 Инструкции организации обязаны вести учет драгметаллов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав основных средств.
Согласно п. 8 Инструкции N 231н драгметаллы, входящие в состав комплектующих деталей, а также изделий, приборов, инструментов, оборудования, используемых в научной, производственной и других видах деятельности, учитываются по их наименованию и массе. Смотрите также письмо Минфина России от 22.05.2020 N 03-03-06/1/42843.
Если определить содержание драгметаллов невозможно из-за отсутствия данных о их наличии в оборудовании или аналогов, в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.
Поэтому при списании рассматриваемого оборудования, содержащих драгоценные металлы и их сплавы, организация должна совершить следующие действия:
- изъять из списываемых активов детали, содержащие драгоценные металлы;
- определить содержание драгоценных металлов в деталях;
- оприходовать полученные в результате разбора техники детали.
Изъять из приборов и изделий детали, содержащие драгоценные металлы, организация может как самостоятельно, так и с привлечением организации, осуществляющей проведение таких работ в соответствии с законодательством РФ (п. 23 Инструкции). Наличия лицензии на эти работы не требуется.
При этом, как указывалось выше, организация вправе заключить договор о передаче списанных ТМЦ (в т.ч. оборудования) для их дальнейшего разбора и утилизации специализированной организацией, на которую в таком случае возлагаются обязательства, предусмотренные Законом N 41-ФЗ.
Таким образом, организация может:
- силами сотрудников извлечь лом драгметаллов из оборудования и оприходовать как запасы*(2), а оставшиеся части сдать как отходы на утилизацию организации или ИП, имеющим соответствующую лицензию,
- либо заключить договор со специализированными организациями на выполнение работ по обработке (получению) лома и отходов из списанного оборудования, содержащего драгметаллы, с последующим аффинажем драгоценных металлов и оприходованием этих металлов к себе на учет (п. 3 ст. 20 Закона N 41-ФЗ);
- либо продать указанным специализированным организациям оборудование как товар (что означает отсутствие необходимости списания активов с баланса и переквалификации его в отходы; для налогового и бухгалтерского учета операция рассматривается как обычная реализация товара).
Обращаем внимание, что Инструкция N 231н не устанавливает каких-либо специальных форм для учета драгметаллов, поэтому организация вправе оформлять движение драгоценных металлов (поступление при разборке оборудования, перемещение и списание) первичными документами, разработанными организацией самостоятельно. Такие документы должны содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Смотрите подробнее в материале Учет лома, содержащего драгоценные металлы (журнал "Бухгалтерский учет", N 12, декабрь 2020 г.).
Документальное оформление
Нормы ФСБУ 6/2020, ФСБУ 5/2019, так же как и других НПА, не содержат подробного порядка списания активов в случае их ликвидации, передачи на утилизацию. Поэтому организация должна самостоятельно разработать порядок такого списания и закрепить его в учетной политике.
Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
В учетной политике можно предусмотреть, что для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования активов (запасов или объектов ОС), а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создаётся специальная комиссия. В основные задачи и обязанности которой входит, например, осмотр объекта основных средств, выявление причин списания имущества, принятие решения о направлении списанного ОС для удаления как отходы, о необходимости изъятия деталей с драгметаллами, составление акта о списании запасов, объекта основных средств и др.
Принятое комиссией решение о списании активов оформляется Актом о списании объектов ОС или о списании запасов с указанием причин списания. Также целесообразно указывать принятое комиссией решение о дальнейшей судьбе объекта - например, передать на утилизацию, осуществить разборку в целях извлечения пригодных деталей или деталей, содержащих драгметаллы.
Если комиссией принимается решение, что какие-то детали можно использовать в деятельности организации либо для продажи, то данный факт фиксируется в акте. В таком случае до передачи объекта на утилизацию детали следует демонтировать и принять к учету в качестве запасов с учетом п. 16 ФСБУ 5/2019. Принятие к учету следует оформить приходным ордером (за основу для разработки документа может быть взята форма N М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Учет доходов в виде стоимости полученных материалов при списании (ликвидации) или ремонте основных средств.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Порядок списания (ликвидации) техники (оборудования) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2023 г.);
- Вопрос: Необходима ли исполнителю, который проводит техническое освидетельствование компьютерной техники бюджетного учреждения, лицензия на осуществление такой деятельности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.);
- Обращение с отходами на предприятии: порядок учёта, правила накопления, отчётность (А. Ярцева, журнал "EcoStandard.journal", N 10, октябрь 2022 г.).
Смотрите также материалы:
- Энциклопедия решений. Учет при ликвидации (списании) основного средства;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет списания основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020;
- Энциклопедия решений. Учет при ликвидации (списании) основного средства;
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
19 декабря 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов учитываются в составе материальных расходов (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Стоимость запасов (компьютеров и электронных запчастей), которые списываются в связи с невозможностью их дальнейшего использования в хозяйственной деятельности, может учитываться в расходах организации на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
*(2) При списании активов, содержащих драгметаллы, организация силами своих сотрудников может:
- изъять детали, содержащие драгоценные металлы;
- классифицировать полученное вторичное сырье по видам драгоценных металлов и определить их нормативы извлечения;
- оприходовать полученные в результате разбора техники детали.
Детали (изделия, узлы и т.д.), учитываемые как лом и отходы драгметаллов, собранные в результате ликвидации списанного основного средства, передаются аффинажным организациям или организациям, занимающимся заготовкой лома и отходов, стоящим на специальном учете в Российской государственной пробирной палате при Минфине России (пп. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ).
Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержден постановлением Правительства РФ от 17.08.1998 N 972.
- оставшиеся запчасти сдать как отходы оборудования компьютерного, электронного, утратившего потребительские свойства.