Если предприятие находится в стадии ликвидации, работает один ликвидатор, но необходимо провести инвентаризацию, то кого можно включить в инвентаризационную комиссию?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В описанной ситуации в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены представители сторонних организаций (аудиторы, эксперты, консультанты) либо специалисты - физические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на оказание услуг по проведению инвентаризации.
Как вариант, ликвидатор может провести инвентаризацию единолично без создания инвентаризационной комиссии (при условии, что тем самым не ущемляются интересы ликвидируемого юридического лица и его кредиторов).
Обоснование позиции:
О ликвидационной комиссии (ликвидаторе)
Согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Это означает, что при назначении ликвидационной комиссии полномочия органов управления юридического лица (директора, правления и т. д.) прекращаются.
Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).
Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску (абзац 2 п. 1 ст. 53.1 ГК РФ).
Об инвентаризационной комиссии
Проведение инвентаризации при ликвидации организации обязательно (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, подп. з п. 15 ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация"). ФСБУ 28/2023 подлежит обязательному применению с 01.04.2025 (организация вправе принять решение о его досрочном использовании).
В соответствии с п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания), для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
На основании абзаца 1 п. 2.3 Методических указаний персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
Учитывая, что в связи с принятием решения о ликвидации предприятия полномочия по управлению делами юридического лица перешли к ликвидатору (как понимаем, это один человек), персональный состав инвентаризационной комиссии должен утвердить ликвидатор.
В п. 2.3 Методических указаний указано, что в состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Получается, что в состав инвентаризационной комиссии могут включаться не только работники организации, но и представители сторонних компаний (аудиторы, эксперты, консультанты) либо специалисты - физические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на оказание услуг по проведению инвентаризации. У работников других компаний, включаемых в инвентаризационную комиссию, должны иметься доверенности, выданные им контрагентами, с которыми у организации заключены договоры на оказание соответствующих услуг. В этом случае в приказе ликвидатора об утверждении инвентаризационной комиссии следует указать номера доверенностей, выданных сотрудникам сторонней компании, договор с этой компанией и должности указанных лиц. При привлечении специалистов по гражданско-правовым договорам необходимо указать ссылку на номер договора.
Об инвентаризации без комиссии
Вместе с тем допускаем, что в ситуации, когда процедура ликвидации проводится в отношении предприятия, в котором отсутствуют работники, ликвидатор (в количестве одного человека) может принять решение о проведении инвентаризации единолично без создания инвентаризационной комиссии.
Так, в п. 22 ФСБУ 28/2023 закреплена возможность проведения инвентаризации без создания инвентаризационной комиссии в определенных случаях, это:
- работниками экономического субъекта являются только руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) либо только руководитель;
- экономический субъект заключает договор об оказании услуг по проведению инвентаризации с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором;
- инвентаризация проводится ревизионной комиссией экономического субъекта.
Если для обязательного проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия не создается, установленные ФСБУ 28/2023 требования и полномочия инвентаризационной комиссии исполняет лицо (лица), на которое (которые) возложено обязательное проведение инвентаризации.
Судебная практика
Подтверждение правомерности проведения инвентаризации без создания инвентаризационной комиссии можно найти в судебной практике. Так, в постановлении АС Поволжского округа от 03.08.2020 N Ф06-63752/20 по делу N А55-18980/2014 судьи отклонили доводы истца о проведении инвентаризации с нарушением Методических указаний, указав, что:
- единоличное проведение инвентаризации не свидетельствует о нарушении положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Закон N 127-ФЗ), поскольку у должника отсутствуют работники;
- Методические указания носят рекомендательный, а не обязательный характер.
Довод о подписании инвентаризационной описи неуполномоченным лицом также отклонен судами со ссылкой на то, что Г. исполняла обязанности конкурсного управляющего, что отражено в определении Арбитражного суда Самарской области.
Доказательств, подтверждающих, что акт инвентаризации нарушает права и законные интересы кредиторов, должника, лиц, участвующих в деле, материалы дела не содержат.
В постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по делу N А79-3137/2015 судьи также поддержали возможность проведения инвентаризации конкурсным управляющим единолично.
Нарушение Методических указаний, носящих рекомендательный характер, при составлении инвентаризационной ведомости не может являться основанием для признания не соответствующими законодательству действий конкурсного управляющего в части непроведения инвентаризации в составе комиссии, поскольку Закон N 127-ФЗ либо иные нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение процедуры инвентаризации имущества должника, признанного судом банкротом, не предполагают обязательного проведения инвентаризации имущества в составе комиссии, а не единолично конкурсным управляющим. Принимая решение о необходимости проведения инвентаризации единолично либо в составе комиссии, конкурсному управляющему необходимо учитывать характер проведения процедуры банкротства, количественный состав имущества должника, его месторасположение.
В спорной ситуации конкурсному управляющему для проведения инвентаризации в составе комиссии пришлось бы привлекать специалистов с выплатой им вознаграждения из конкурсной массы должника.
В свою очередь, пп. 2, 4 ст. 20.3 Закона N 127-ФЗ определено, что конкурсный управляющий, осуществляя какие-либо расходы в деле о банкротстве в отношении должника, должен действовать разумно и добросовестно в интересах должника и его кредиторов, поскольку данные расходы, как правило, производятся из сформированной конкурсной массы должника, за счет которой подлежат погашению требования кредиторов к должнику.
Поскольку необходимость в проведении инвентаризации в составе комиссии не доказана, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что действия конкурсного управляющего по проведению инвентаризации единолично не могут быть признаны в качестве ненадлежащего исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.
Аналогичная позиция высказана в решении Арбитражного суда Омской области от 16.03.2023 по делу N А46-22638/2022, оставленном без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2023 N 08АП-3916/2023 по делу N А46-22638/2022. По мнению суда, нормы Закона N 127-ФЗ и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение процедуры инвентаризации имущества должника, не предполагают обязательного проведения инвентаризации имущества в составе комиссии. Методические указания носят рекомендательный характер, а конкурсный управляющий, осуществляя какие-либо расходы в деле о банкротстве, должен действовать разумно и добросовестно в интересах должника и его кредиторов. Действия конкурсного управляющего по проведению инвентаризации единолично при отсутствии у должника работников не признаются судом в качестве ненадлежащего исполнения физическим лицом обязанностей конкурсного управляющего должника.
Вместе с те справедливости ради, отметим, что в судебной практике встречается и прямо противоположное мнение. Пример - постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 N 02АП-7673/2015 по делу N А31-6260/2015.
Издание приказа о проведении инвентаризации без определения состава инвентаризационной комиссии, проведение мероприятий по инвентаризации и подписание инвентаризационных описей единолично конкурсным управляющим не отвечает требованиям, предъявляемым к порядку проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.
Ответчик в апелляционной жалобе настаивает на том, что Закон N 127-ФЗ не содержит нормы, обязывающей создавать комиссию при проведении инвентаризации имущества должника; ссылается на то, что объем имущества ООО является незначительным и не требует привлечения к проведению инвентаризации дополнительных трудовых ресурсов; конкурсный управляющий, обладая определенными навыками, в состоянии был самостоятельно провести инвентаризацию, при этом такие действия ответчик находит разумными и отвечающими требованиям Закона N 127-ФЗ.
Однако в соответствии с п. 2.3 Методических указаний отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. При таком условии не представляется возможным считать допустимым проведение инвентаризации вообще без создания комиссии.
По смыслу п. 2.6 Методических указаний только инвентаризационная комиссия может обеспечить полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
В этой связи проведение инвентаризации самостоятельно конкурсным управляющим и размещение на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве инвентаризационных описей без наличия в них подписей членов комиссии и материально ответственных лиц не соответствует положениям Закона N 127-ФЗ, поскольку не подтверждает достоверность результатов инвентаризации.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Полномочия ликвидационной комиссии (август 2023);
- Вопрос: Может ли инвентаризационная комиссия состоять из одного участника? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);
- Вопрос: В штате организации только один сотрудник - генеральный директор. Может ли инвентаризационная комиссия по списанию материально-производственных запасов состоять из одного человека? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Давыдова Ольга
Ответ прошел контроль качества
18 августа 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.