Благотворительный фонд подлежит обязательному аудиту, то есть не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность; учредителем благотворительного фонда является гражданин РФ (резидент), поступления имущества и денежных средств от иностранных источников отсутствуют. Имеет ли право благотворительный фонд не раскрывать информацию о связанных сторонах в годовой бухгалтерской отчетности?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Исходя из п. 1 ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" ПБУ 11/2008 на некоммерческие организации не распространяется.
2. Согласно информации Минфина России, некоммерческая организация в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств должна раскрывать в том числе следующие дополнительные данные - о связанных сторонах. Но при этом некоммерческие организации самостоятельно определяют содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств при оформлении их в табличной форме, также некоммерческая организация, исходя из условий деятельности, а также требований законодательства РФ, самостоятельно принимает решение о существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера, конкретных обстоятельств возникновения.
Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что по смыслу гражданского законодательства благотворительный фонд с 1 марта 2022 года называется общественно полезным фондом - это унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (ст. 123.17 ГК РФ).
В соответствии с ст. 6 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Закон N 135) благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. При этом в соответствии со ст. 7 Закона N 135 общественно полезный фонд является разновидностью благотворительной организации.
В составе обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации представляется бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств, приложения к балансу и отчету о целевом использовании средств (ч. 2 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).
В силу п. 1 ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах", утвержденное приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н (далее - ПБУ 11/2008), данное Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций.
То есть можно сделать вывод, что действие ПБУ 11/2008 на некоммерческие организации не распространяется. Соответственно, имеются предпосылки того, что Благотворительный фонд может не раскрывать в свой бухгалтерской отчетности информацию о связанных сторонах.
Согласно Приказу Минфина России N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н) некоммерческая организация самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетов. Некоммерческая организация также самостоятельно определяет содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств при оформлении их в табличной форме (п. 3 Информации Минфина России от 24.12.2015 N ПЗ-1/2015 "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций" (далее - Информация N ПЗ-1/2015)).
Согласно п. 4 Приказа N 66н пояснения оформляются в табличной и (или) текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно, с учетом Примера оформления пояснений, приведенного в Приложении 3 к Приказу N 66н.
Самостоятельные формы пояснений к бухгалтерской отчетности и их содержание НКО должна отразить в учетной политике.
В свою очередь, в п. 39 Информации Минфина России от 24.12.2015 N ПЗ-1/2015 "Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций" (далее - Информация N ПЗ-1/2015) сказано, что "исходя из приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н и ПБУ 4/99, некоммерческая организация в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств должна раскрывать в том числе следующие дополнительные данные - о связанных сторонах (смотрите также письма Минфина России от 27.02.2017 N 07-01-09/10553, от 21.06.2018 N 07-01-09/42315, от 15.05.2019 N 07-01-10/34729, от 19.11.2020 N 03-03-06/3/100792. Отметим, что текст Информации N ПЗ-1/2015 официально опубликован не был, то есть можно сделать вывод, что данная Информация носит рекомендательный характер.
Здесь же, во втором абзаце п. 39 Информации, сказано, что, исходя из ПБУ 1/2008, НКО для раскрытия информации о событиях после отчетной даты, о прекращенных операциях, о связанных сторонах, о государственной помощи могут применяться соответственно ПБУ 7/98, ПБУ 16/02, "Информация по прекращаемой деятельности", ПБУ 11/2008, "Информация о связанных сторонах". Обратим внимание на формулировку могут применяться (но не обязаны к применению).
Но при этом, повторим, в п. 3 Информации N ПЗ-1/2015 сообщено, что некоммерческие организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов. Некоммерческие организации также самостоятельно определяют содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств при оформлении их в табличной форме, пример оформления которых приведен в приложении N 3 к приказу от 02.07.2010 N 66н. При формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческая организация должна исходить из требования существенности. При этом некоммерческая организация, исходя из условий деятельности, а также требований законодательства РФ, самостоятельно принимает решение о существенности того или иного показателя с учетом его оценки, характера, конкретных обстоятельств возникновения.
Таким образом, полагаем, что с учетом того, что ПБУ 11/2008 на некоммерческие организации не распространяется, некоммерческие организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов годовой бухгалтерской отчетности.
К сведению:
Некоммерческие организации до 1 января 2025 года освобождаются от обязанности по обнародованию отчетов о своей деятельности в Интернете - в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона N 326-ФЗ от 14.07.2022 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", до 01.01.2025 приостанавливается действие ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях в части обязанности некоммерческих организаций по размещению информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотренной п. 3.2 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ (за исключением некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).
Подчеркнем, что это правило распространяется только на обязанность публиковать отчет на своем сайте в Интернете и на сайте Минюста России.
Обращаем внимание, что выраженная позиция является нашим экспертным мнением и может отличаться от мнения других специалистов.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Отчетность благотворительного фонда (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2023 г.);
- Особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях сферы физической культуры и спорта (И.М. Дмитриева, Ю.К. Харакоз, журнал "Аудитор", N 6, июнь 2020 г.);
- Вопрос: Состав годовой бухгалтерской отчетности НКО (фонда) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шайхутдинов Газинур
Ответ прошел контроль качества
13 июня 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.