Бухгалтерский и налоговый учет списания полностью самортизированного автомобиля. Учет при продаже. Обязательно ли привлекать оценщика при продаже автомобиля?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При утилизации транспортного средства налогооблагаемым доходом будет признаваться рыночная стоимость запчастей, металлолома и прочих оставшихся материалов в случае, если они будут оприходованы для дальнейшего использования. Расходы на утилизацию в налоговом учете не принимаются, т.к. это не предусмотрено для объекта "доходы" (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).
При продаже транспортного средства налогообложению подлежит его договорная цена продажи по мере поступления оплаты от покупателя (кассовый метод). Законодательство не обязывает проводить независимую экспертную оценку основного средства в целях обоснования договорной цены продажи.
Порядок бухгалтерского учета и документального оформления рассмотрен далее.
Обоснование вывода:
Ликвидация основного средства
В соответствии с п. 40 ФСБУ 6/2020 объект основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, списывается с бухгалтерского учета.
Причинами списания объекта основных средств могут быть, например:
а) прекращение его использования вследствие физического или морального износа при отсутствии перспектив продажи или возобновления использования;
б) передача его другому лицу (продажа, мена, передача в виде вклада в капитал другой организации, передача в аренду);
в) физическое выбытие (утрата, стихийное бедствие, пожар, авария) и другие причины.
Факт того, что стоимость объекта полностью погашена посредством начисления амортизации, не является основанием для списания основного средства. Только неиспользуемые объекты основных средств, эксплуатация которых окончательно прекращена, подлежат списанию с баланса организации.
В учетной политике можно предусмотреть, что для определения целесообразности дальнейшего использования объекта основных средств в организации приказом руководителя создается специальная комиссия, в состав которой могут входить соответствующие должностные лица, ответственные за сохранность объектов основных средств. Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств обозначается в акте на списание объекта основных средств (например, N ОС-4а). Смотрите также Примерную форму протокола заседания комиссии по списанию основных средств (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ); Пример заполнения Акта о списании автотранспортных средств (Форма N ОС-4а) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, апрель 2019 г.).
Если после ликвидации основного средства останутся какие-либо запчасти или детали, которые можно использовать в дальнейшем, то их принятие к учету оформляется приходным ордером (например, по форме N М-4). На основании акта на списание объекта основных средств в инвентарной карточке основного средства производится отметка о выбытии основного средства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае прекращения существования транспортного средства оно подлежит снятию с государственного учёта после его утилизации. Согласно Письму ФНС России от 06.07.2021 N БС-4-21/9471@ для прекращения налогообложения транспортного средства в связи с прекращением его существования по волеизъявлению его собственника налоговыми органами в качестве основания должно рассматриваться свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства, выданное лицом, выполнившим данные действия (письмо Минфина России от 06.07.2021 N 03-05-04-04/53356). Смотрите Примерную форму акта приема-передачи автотранспортного средства для утилизации (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).
Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость списываемого объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. Отметим, использование субсчета "Выбытие основных средств" не обязательно. Организации следует закрепить в учетной политике порядок списания стоимости объектов ОС в бухгалтерском учете при выбытии. Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет списания основных средств при их ликвидации (демонтаже) в соответствии с ФСБУ 6/2020 (ноябрь 2022).
Бухгалтерские записи:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации" - списана первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана накопленная амортизация.
Затраты на демонтаж, утилизацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды признаются расходами периода, в котором были понесены, за исключением случаев, когда в отношении этих затрат ранее было признано оценочное обязательство (п. 43 ФСБУ 6/2020).
Бухгалтерская запись при отражении расходов на утилизацию:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 60 - отражены расходы по ликвидации ОС.
Запчасти и материалы, остающиеся от списания основных средств, приходуются в зависимости от направления их дальнейшего использования на счет 10 "Материалы" или счет 41 "Товары".
Бухгалтерская запись при оприходовании материалов:
Дебет 10 (41) Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - оприходованы запчасти, детали и другие запасы, годные для дальнейшего использования.
Согласно п. 16 ФСБУ 5/2019 в случае, если в качестве запасов признаются материальные ценности, остающиеся от выбытия внеоборотных активов, затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов, считается наименьшая из следующих величин:
а) стоимость, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в рамках обычного операционного цикла;
б) сумма балансовой стоимости списываемых активов и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объектов, извлечением материальных ценностей и приведением их в состояние, необходимое для потребления (продажи, использования) в качестве запасов. Смотрите подробнее об этом в Вопросе: Отражение в учете поступления МПЗ, полученных при демонтаже основных средств в период применения ФСБУ 6/2020 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2021 г.).
В налоговом учете стоимость материалов, полученных при ликвидации основных средств, учитывается в составе внереализационных доходов по рыночной стоимости на дату оприходования материалов (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, п. 13 ч. 2 ст. 250 НК РФ, п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина России от 31.07.2013 N 03-11-06/2/30601).
Продажа основного средства
Первичными документами, являющимися основанием для отражения операции по реализации основных средств, служат:
- договор купли-продажи (поставки) основного средства (Примерная форма договора купли-продажи автомобиля (продавец - юридическое лицо, покупатель - физическое лицо) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ); Примерная форма договора купли-продажи автомобиля (стороны - юридические лица) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ);
- акт приемки-передачи объекта основных средств (например, форма ОС-1).
На основании акта приемки-передачи производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств (Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет списания основных средств при реализации в соответствии с ФСБУ 6/2020 (ноябрь 2022)).
Бухгалтерские записи:
Дебет 62 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - отражена выручка от реализации объекта основных средств;
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств Кредит 01, субсчет "Основные средства в эксплуатации" - списана первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств;
Дебет 02 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств" - списана амортизация по реализованному объекту основных средств.
В налоговом учете доход от продажи учитывается на дату поступления денежных средств (иного имущества, работ или услуг) в счет оплаты (подп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
При продаже автомобиля продавец может установить любую цену реализации. Законодательство РФ не обязывает организацию проводить независимую экспертную оценку основного средства в целях обоснования его продажной цены. Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости имущества носит добровольный характер, за исключением случаев, указанных в ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В то же время в случае, если цена реализации, установленная договором, не соответствует рыночным ценам (ниже рыночных цен), то возможны претензии со стороны налоговых органов, касающиеся получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Смотрите также Вопрос: Необходим ли отчет оценщика при продаже самортизированных основных средств по минимальной цене? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Школина Марина
Ответ прошел контроль качества
8 ноября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.