Организация, приобретая бывшие в употреблении основные средства у другой организации, должна завести инвентарную карточку или же продавец обязан передать ее покупателю?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если организация-продавец в своей учетной политике зафиксировала этап передачи инвентарной карточки покупателю как элемент документооборота или такое условие стороны согласовали в договоре, то в этом случае у передающей объект стороны возникает соответствующая обязанность.
Обоснование позиции:
Действовавшие до 2022 года Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств предусматривали, что передача организацией объекта основных средств в собственность других лиц оформляется актом приемки-передачи основных средств, на основании которого производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств, которая прилагается к акту приемки-передачи основных средств. Об изъятии инвентарной карточки на выбывший объект основных средств делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (п. 81 Методических указаний).
Однако новый ФСБУ 6/2020, которым Методические указания признаны утратившими силу, аналогичных норм не включает (это и понятно, поскольку из п. 1 ФСБУ 6/2020 следует, что Стандарт устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации об основных средствах организаций). Нет специальных правил по документообороту при продаже объектов основных средств и в ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете".
В свою очередь, с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, за исключением документов, формы которых установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). Смотрите Информацию Минфина РФ от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 и Рекомендацию Р-25/2012-КпР "Применение унифицированных форм первичной учетной документации после 1 января 2013".
Принимая во внимание сказанное и с учетом п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", допускаем, что если организация-продавец в своей учетной политике в качестве правил документооборота зафиксировала этап передачи инвентарной карточки покупателю или такое условие стороны согласовали в договоре, то в этом случае у нее возникает соответствующая обязанность.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
16 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.