Филиалом в оперативное управление передано имущество, в том числе и основные средства (две единицы автотранспорта) на основании договора оперативного управления имуществом. Переданные в оперативное управление основные средства в учете филиала числятся на забалансовом счете 022. Основные средства учитываются на балансе получателя имущества, им же начисляется амортизация, осуществляются все необходимые затраты на содержание имущества. Согласно условиям договора передача имущества в оперативное управление не влечет передачу права собственности на него. В связи с введением с 2022 года новых ФСБУ кто и на основании каких документов должен рассчитать ликвидационную стоимость основных средств (собственник - филиал или получатель имущества)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ликвидационная стоимость основных средств определяется субъективной оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют эти основные средства в деятельности организации.
Документами-основаниями для определения ликвидационной стоимости в числе прочих могут являться, например, служебные записки, расчеты, распечатки с сайтов продаж автомобилей и автодилеров.
Обоснование вывода:
Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год организации обязаны перейти к применению ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (далее - ФСБУ 6/2020, Стандарт).
Стандартом введены отдельные новые понятия, среди них: ликвидационная стоимость - величина, которую организация получила бы в случае выбытия объекта основных средств (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие; причем объект основных средств рассматривается таким образом, как если бы он уже достиг окончания срока полезного использования и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования (п. 30 ФСБУ 6/2020, информационное сообщение Минфина России от 03.11.2020 N ИС-учет-29).
Несмотря на то, что новый стандарт действует уже более года (по желанию его можно начать использовать с 01.01.2021), официальные разъяснения по его практическому применению весьма малочисленны. В частности, какие-либо инструкции о порядке, методике или подходе к определению ликвидационной стоимости на текущий момент вообще отсутствуют, равно как и указания на то, кто должен участвовать в решении этого вопроса.
Ликвидационная стоимость, как один из элементов амортизации подлежит проверке на соответствие условиям использования объекта основных средств. Поэтому она должна регулярно проверяться и при необходимости пересматриваться. Такая проверка проводится в конце каждого отчетного года, а также при наступлении обстоятельств, свидетельствующих о ее возможном изменении. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений (абзац 2 п. 37 ФСБУ 6/2020).
Отметим, что ликвидационная стоимость сама по себе на счетах бухгалтерского учета не отражается, она лишь используется для исчисления амортизации. Сумма амортизации определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость основного средства стала равной его ликвидационной стоимости (п. 32 ФСБУ 6/2020). То есть базой для начисления амортизации является разница между балансовой и ликвидационной стоимостью.
При установлении ликвидационной стоимости сумма начисленной амортизации уменьшится; при пересмотре другого элемента амортизации - срока полезного использования - она может измениться в любую сторону. Учитывая, что в рассматриваемой ситуации начисление амортизации производит получатель имущества, полагаем, что он и должен определить ликвидационную стоимость переданного ему имущества, в частности с целью верного начисления амортизации.
Кроме того, чтобы определить состояние, характерное для конца срока полезного использования, нужно обладать информацией о текущем состоянии автотранспорта, с учетом проведенных ремонтов, техобслуживания, замены деталей или узлов и т.п. Представляется, что сделать это может организация, эксплуатирующая транспортное средство, в рассматриваемой ситуации получатель имущества. Он же может предположить наличие активов (запчастей или иных запасов, в том числе дополнительных активов к продаже), которые могут возникнуть при ликвидации объектов ОС.
Поэтому, по нашему мнению, в определении ликвидационной стоимости автотранспорта целесообразно задействовать специалистов технических служб, т.к. требуется спрогнозировать состояние транспорта по окончании СПИ.
По вопросу определения ликвидационной стоимости и документального основания для ее определения отметим следующее.
Ликвидационная стоимость - это расчетная величина, которую уполномоченные сотрудники определяют субъективно, на основании собственного опыта и своего профессионального суждения (смотрите рекомендацию Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение" (принята фондом "НРБУ "БМЦ" от 17.12.2018)).
Минфин России в письме от 12.08.2021 N 03-05-05-01/64841 (ознакомиться с письмом можно в сети Интернет) указывает, что по вопросу определения ликвидационной стоимости основных средств и признания или восстановления убытков от их обесценения в бухгалтерском учете следует руководствоваться ФСБУ 6/2020 "Основные средства" (пп. 30-32, 37) с учетом МСФО (IAS) 16 "Основные средства" (пп. 51-63), исходя из которых следует, что под ликвидационной стоимостью актива понимается расчетная сумма, которую организация получила бы на текущий момент от выбытия актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы состояние данного актива и срок его службы были такими, какие ожидаются по окончании срока его полезного использования, а также МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов".
При определении ликвидационной стоимости автомобиля считаем возможным опираться на данные сайтов продаж автомобилей (с учетом технических характеристик и пробега, аналогичного предполагаемому на конец срока полезного использования своего автотранспорта); на данные местных автодилеров (проанализировать, по какой стоимости можно будет сдать автотранспорт по программе трейд-ин в конце срока использования).
Обращаем внимание, что все сказанное выше является нашим экспертным мнением и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе. Во избежание претензий со стороны контролирующих органов организация вправе обратиться к разработчику ФСБУ 6/2020 - в Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России по адресу: ул. Ильинка, д. 9, Москва, 109097.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья
Ответ прошел контроль качества
4 февраля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.