Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Региональные интернет-мероприятия 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Тюменской области. Первые итоги и новшества

44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Тюменской области. Первые итоги и новшества

44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Тюменской области. Первые итоги и новшества10 июня 2014 года в 10 часов утра в здании Управления государственных закупок Тюменской области состоялось интернет-интервью на тему: "44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Тюменской Области. Первые итоги и новшества". 

На вопросы интернет-аудитории ответил начальник Управления государственных закупок Тюменской области Панков Сергей Николаевич. 

Ведущий: Доброе утро уважаемые дамы и господа. Доброе утро уважаемая аудитория. Сегодня у нас интернет-интервью с начальником Управления государственных закупок тюменской области Панковым Сергеем Николаевичем. Тема нашего сегодняшнего интервью: "44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Тюменской области, первые итоги работы данного закона".

При анонсировании интернет — интервью, нам поступил ряд вопросов, на которые нам ответит Сергей Николаевич.

Ведущий: Доброе утро, Сергей Николаевич, начинаем наше интервью.

Как вы оцениваете размещение государственного заказа в регионе за период действия 94-Федерального закона? 

Сергей Николаевич: Доброе утро, уважаемые коллеги.

Во-первых, я рад, что мы с вами встречаемся, уже надеюсь, на постоянной, традиционной основе. В прошлый раз мы встречались на стыке формирования контрактной системы, когда был разработан первый вариант закона, он еще назывался "О федеральной контрактной системе". Сегодня название и концепция закона конечно же, в большей степени претерпела изменения, о чем мы и поговорим сегодня.

Наверное, было бы правильным отметить работу 94-Федерального закона, закона о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на территории Тюменской области. Какие заслуги, какие результаты, и в целом, чего добилась Тюменская область путем реализации этого закона.

Несомненно, важнейшим событием в экономике России в двухтысячных годах было принятие 94-го Федерального закона. Впервые на законодательном уровне был введен единый порядок размещения заказов как для государственных, так и муниципальных нужд. До этого закона действовал ряд ведомственных нормативных актов, Указов Президента, которые в большей степени были рекомендованы к применению органами государственной власти при расходовании бюджетных средств.

За восемь лет существования 94-го закона, и я считаю это самой главной его заслугой, – у всех государственных и муниципальных заказчиков принципиально изменилось отношение и понятие к расходованию бюджетных средств. Значительная роль, конечно же, наряду с жесткой регламентацией закупочных процедур, была выполнена и целой группой контролирующих органов. Это и антимонопольная служба, это и ряд правоохранительных органов, Счетная палата, в конечном итоге и наши региональные, муниципальные органы, которые были призваны следить за законностью в сфере закупок. Благодаря такой системной работе, значительно повысилась открытость, прозрачность государственного и муниципального заказа. За это время создан единый сайт для всех государственных и муниципальных заказчиков, данные по всем закупкам стали доступны любому пользователю интернета, в том числе и в режиме реального времени.

За время действия закона в нашем управлении организовано более тридцати тысяч закупочных процедур. Это один из серьезнейших показателей и скорее всего, мы находимся в одной из верхних строчек по этим показателям среди субъектов РФ. Общая сумма размещенного заказа составила более четырехсот пятидесяти миллиардов рублей. Экономия, которая была достигнута путем регламентации закупочных процедур, составила более двух миллиардов рублей. Эти денежные средства пошли на дополнительную закупку соответствующих товаров и услуг для наших заказчиков. Я коснулся только государственного заказа области.

Конечно, в своих пропорциях, в зависимости от размера бюджета, таких же результатов достигли и муниципальные заказчики, которые постоянно находятся под нашим пристальным вниманием, опекой. Это наши младшие товарищи и коллеги. Любое мероприятие, которое проводилось по реализации 94-Федерального закона, проходило обязательно с привлечением муниципальных заказчиков. Я считаю, что у нас сформировался хороший, рабочий, профессиональный союз за восемь лет работы закона о размещении заказа.

Сто процентов заявок заказчиков, которые поступили за период реализации 94 закона, размещены в установленные сроки, с надлежащим качеством. Это значит, что все наши заказчики вовремя, квалифицированно и профессионально исполнили свои государственные полномочия. На это были выделены соответствующие бюджетные средства, которые прошли строгий отбор путем реализации 94-Федерального закона.

Благодаря высокой прозрачности, открытости системы государственных закупок Тюменской области, из более чем полутора тысяч участников размещения заказа, которые принимали участие в закупках, более сорока процентов составили поставщики из тридцати четырех регионов Российской Федерации. Одна треть всех регионов РФ – это тоже показатель доступности и открытости.

Качество закупок в регионе, их эффективность подтверждается высоким положением Тюменской области в Национальном рейтинге прозрачности закупок. Это авторитетный рейтинг, профессиональный проект, который ведется совместно с Национальной ассоциацией участников закупочных процедур, Минэкономразвития России, Федеральной антимонопольной службой, Счетной палатой РФ, профильными комитетами Государственной Думы РФ. Положение участника в рейтинге определяется интегральной оценкой, зависящей от нескольких показателей, в числе которых степень информационной открытости процедур, интенсивность конкуренции на торгах, степень результативности закупочных процедур, экономическая эффективность закупок.

Последние два года Тюменская область, исходя из этих критериев и показателей, занимает наивысший рейтинг прозрачности закупок – "гарантированная прозрачность". Второй год подряд нам вручаются "золотые" стэллы и мы очень горды, что добились таких серьезных результатов.

Ведущий: Поздравляем! Очень приятно.

Сергей Николаевич: Спасибо! Мы надеемся, что таких результатов добьемся и при реализации нового 44-Федерального закона.

Хотелось бы отметить, что посредством государственного заказа на всей территории Тюменской области, в том числе Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, реализуется программа "Сотрудничество". Я думаю не надо объяснять, что такое программа "Сотрудничество". Это уникальнейшая программа, аналога которой нет, наверное, ни в одном другом субъекте РФ. Программа работает с 2005 года. Формируется за счет средств бюджета Тюменской области. Средства идут на социальное, экономическое развитие автономных округов (ХМАО – Югра, ЯНАО) и Тюменской области. За время реализации Программы, посредством государственного заказа Тюменской области было освоено более семидесяти миллиардов рублей.

Исходя из Программы "Сотрудничество" и в целом, из тех бюджетных объемов, которые были реализованы посредством 94-го закона, вновь построены и оснащены первоклассным медицинским оборудованием современные больничные комплексы, объекты культуры, введены новые школы, детские сады, спортивные объекты, включая и в автономных округах. Активно проводилась поддержка жилищного строительства, сельского хозяйства, осуществлялось переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, льготная категория граждан активно обеспечивалась необходимым жильем, санаторно-курортными путевками, техническими средствами реабилитации. Полностью обновился парк спецтехникой в подразделениях полиции, скорой медицинской помощи, МСЧ, и других бюджетных организациях.

Нельзя не отметить и развитие транспортной инфраструктуры на территории Тюменской области, и самой Тюмени. Любой житель Тюменского региона оценивает масштаб дорожного строительства, который сегодня проходит так же посредством размещения государственного заказа Тюменской области. В том числе и дорожное строительство на территории округов.

Ведущий: Вообще, надо сказать, что это замечательные дороги. Дороги очень хорошие, особенно если сравнить с другими регионами.

Сергей Николаевич: Поэтому мы горды, что причастны к этой работе. Это не простая, колоссальная, напряженная работа – выбрать квалифицированного подрядчика для строительства сложных объектов, которые будут визитной карточкой нашего региона.

Это коротко по тому эффекту, по тем задачам, которые мы решили путем реализации 94-Федерального закона на территории Тюменской области.

Ведущий: Спасибо, Сергей Николаевич. Давайте перейдем к следующему вопросу. Расскажите о проблемах в направлении государственных закупок в Тюменской области и работе по переходу на новые контрактные отношения.

Сергей Николаевич: Хотелось бы отметить, что реформа госзаказа идет с момента принятия 94-го закона. Именно на смену ему пришел 44-й Федеральный закон о Контрактной системе от 5 апреля прошлого года. Он повторяет историю 94-ФЗ. Еще до момента ввода его в действие с 1 января 2014 года, в него были внесены поправки. Аналогичная ситуация была и с предыдущим законом.

На сегодняшний день уже третья по счету поправка, я чуть попозже о ней расскажу. К сожалению, за время работы 94-го закона наряду с его положительными, революционными началами, были и недостатки. Эти недостатки постоянно находили свое отражение в средствах массовой информации, в регулярных обсуждениях в профильных комитетах Государственной Думы, у регулятора – Минэкономразвития России, контролирующих органов. Закон с завидной регулярностью обновлялся, реформировался. Нам приходилось так же регулярно подстраиваться под новые условия. Тем не менее, закон отработал.

Приоритет, что был установлен электронным закупкам и их направленность на лечение сговора на торгах, своего эффекта не дали. И ряд других факторов, которые были заслуженно отмечены, привели к тому, что Президент Российской Федерации 5 апреля прошлого года подписал закон о Контрактной системе.

Перед нами встала задача в сжатый срок не только его изучить, но и грамотно, правильно применить на практике. Это коснулось не только нас. Работа была организована, включая муниципальные районы Тюменской области и всех государственных заказчиков. Со всеми вели интенсивную работу по изучению 44-го закона.

В отличие от предыдущего закона, 44-й закон регулирует целостность закупочного процесса. Это прогнозирование, планирование, осуществление закупок, аудит и контроль за исполнением государственных контрактов. 94-й Федеральный закон так же изначально планировался к принятию с такими элементами, но в последний момент законодатель ограничился концентрацией закупочных процедур, их регламентацией.

Трехлетнее планирование – это на наш взгляд большой плюс для развития бизнеса, включая малый и средний. Почему? – На три года вперед потенциальные поставщики видят, какие закупки планируют государственные и муниципальные заказчики. Они, в свою очередь, резервируют свои финансовые ресурсы, планируют кадровый потенциал, другие возможности, выбирают именно то, где могут квалифицированно, профессионально реализовать контрактные обязательства.

Внедрение такой масштабной конструкции в 44-й Федеральный закон, на наш взгляд, в том числе с положительными моментами, которые я обозначил, накладывают и дополнительные трудности для заказчиков. Например, малые закупки.

Ведущий: Можете привести какие-то примеры, чтобы было более понятно для наших слушателей, что значит "малые закупки". То есть, закупки я так понимаю, в пределах ста тысяч.

Сергей Николаевич: Закупки до ста тысяч рублей. Скажем, какому-то бюджетному учреждению необходимо закупить коробку скрепок. Вынуждены выходить на конкурентные торги. Естественно, цена небольшая, закупка, как показала практика, по такой цене не состоится. Просто нет участников. Мы работали, заказчики работали, средства, время потрачены, а эффекта нет. Закупка не состоялась и заказчику приходится повторно к нам обращаться, так как скрепок у него нет, и он не может в какой-то части исполнять профессионально свои полномочия. Это доступный пример.

Проблема решена новыми поправками в закон, и я думаю, они положительно скажутся, в том числе, для нас, как уполномоченного органа.

На сегодняшний день, если говорить о том, что сделано к переходу на новые условия закупок, можно отметить следующее. Во-первых, всеми государственными и муниципальными заказчиками сформированы контрактные службы, либо определены контрактные управляющие, которые будут отвечать за весь цикл своей работы, за качественным и квалифицированным исполнением государственных контрактов. Во-вторых, проведены обучающие семинары со всеми муниципальными и государственными заказчиками, которые будут осуществлять работу в сфере закупок. Для чего это необходимо, это необходимо для того, чтобы в том числе и реализовать закон, который обязывает всех контрактных управляющих иметь соответствующую подготовку, образование в сфере закупок. Очередное такое обучение идет в настоящее время. Управлением государственных закупок организован и сформирован совместный конкурс для всех заказчиков Тюменской области, по результатам которого на базе Тюменского Государственного Университета проходят обучение специалисты, которые задействованные в сфере закупок по правилам 44-ФЗ.

В-третьих, по итогам обучающих семинаров, которые мы провели, по поручению Губернатора области организовано для государственных и муниципальных заказчиков онлайн-тестирование по правилам организации закупочных процедур. В таком тестировании задействовано более семисот специалистов.

В-четвертых, принято участие в конференциях по вводу в действие 44-го Федерального закона, в том числе на площадке Тюменской областной Думы, с участием депутатов Тюменской областной Думы, общественных организаций, электронных торговых площадок.

В-пятых, большая работа, на наш взгляд, проведена в части необходимого технического оснащения нашего управления. Залы для заседания комиссий оснащены по всем правилам проведения публичных процедур. Обеспечивается в соответствии с требованиями закона режим реального времени. Заседания комиссий транслируются напрямую в интернете.

В-шестых, и, самые значимые наши действия, – создание региональной нормативной базы.

Управление государственных закупок Тюменской области наделено полномочиями не только по размещению заказов, в том числе, и по регулированию контрактной системы на территории Тюменской области. Как регулятор контрактных отношений, мы сегодня полностью обеспечиваем наших государственных и муниципальных заказчиков всей методикой по организации закупок, даем разъяснения по возникающим вопросам, которые в многочисленном количестве поступают к нам от муниципальных и государственных заказчиков, в том числе и от поставщиков. Поэтому мы, как регулятор, сегодня активно такую работу ведем.

Для справки отмечу, более четырех с половиной миллиардов рублей прошли процедуры закупок посредством реализации 44-ФЗ.

Ведущий: Да, мы будем об этом говорить, наш следующий вопрос: Расскажите о первых результатах действия. Как правило, они в цифрах проявляются?

Сергей Николаевич: Да, как я сказал, четыре миллиарда рублей размещенного заказа. По всем закупкам заключены государственные контракты. Экономия составила двести двадцать четыре миллиона рублей. Это опять дополнительные закупки для наших заказчиков. Всего организовано с начала года три тысячи закупочных процедур. Это тоже очень большая цифра.

Интенсивность закупок в сравнении с предыдущим законом увеличилась. Увеличилась за счет снижения закупок у единственного поставщика, за счет снижения закупок посредством запроса котировок, где установлены свои, так скажем, красные флажки. Пять процентов от общего объема закупок заказчик может закупать у единственного поставщика и не более десяти процентов посредством котировок по нормам 44-ФЗ. При 94-ФЗ не было таких ограничений и, конечно, вся нагрузка легла на нас.

Конечно, не без упущений, как и при предыдущем законе, поступают жалобы на наши действия, действия заказчиков. Мы благодарны поставщикам, которые оперативно реагируют на нарушения, если они есть. Мы также оперативно исправляем ошибки, что и привело к минимальному количеству жалоб.

Ведущий: Мы слышали, что количество жалоб, особенно по сравнению со Свердловской областью просто единичное?

Сергей Николаевич: У нас другая конструкция по осуществлению закупок. Мы полностью реализовали концепцию 44-ФЗ и размещаем заказ централизовано. У нас создан единый уполномоченный орган, который занимается размещением заказа. На территории других регионов, включая Свердловскую, Челябинскую области, ХМАО уполномоченные органы, такие как наше управление государственных закупок, размещают заказ в зависимости от конкретной цены контракта. Например, ниже пятидесяти миллионов рублей, либо пяти миллионов рублей, размещает самостоятельно заказчик. Мы считаем, что это неверно. Если создан уполномоченный орган, он должен полностью взять на себя ответственность за размещение заказа. Вот почему столько жалоб поступает. Или в одних руках сконцентрировано размещение заказа, или у разрозненного количества заказчиков, сотни заказчиков и каждый для себя самостоятельно осуществляет закупки. Мы считаем, что централизация закупок в нашем регионе – это большой плюс, который в том числе, был при реализации 94-ФЗ и мы решили от него не отказываться, а стали дальше развивать такую, на наш взгляд эффективную систему закупок.

Ведущий: Это, наверное, более правильно. Мы постепенно переходим к единой информационной системе в сфере закупок. Все будет на единой площадке и все будет централизовано, Тюмень у нас как всегда впереди. Мы не только в сфере закупок столкнулись с этим. Мы проводим интернет интервью с нашей налоговой инспекцией и у них такое первенство на лицо, они первыми открывают какие-то возможности для налогоплательщиков. Те же личные кабинеты, и есть еще дополнительные сервисы, которые апробируются именно на Тюменской области.

Сергей Николаевич: Да, мы конечно рады за наших коллег, в том числе за налоговые органы. Мы также стараемся оптимизировать свою работу и сделать ее более доступной, понятной для наших, не только заказчиков, но и поставщиков, с учетом тех новаций, о которых я уже сказал.

Единая информационная система в полной мере пока не заработала, заработает на последующем этапе реформирования 44-ФЗ. Положения Закона вводятся в действие не одномоментно с 1 января 2014 года, а поэтапно. Законодатель дал нам возможность подготовиться к каждому этапу, изучить закон, изучить практику его применения. Основная работа на наш взгляд, конечно, впереди. Заказчика и нас ждет колоссальная работа по прогнозированию и нормированию закупок, по их обоснованию, мониторингу. Это работа не одного дня и будет требовать колоссальных нагрузок со стороны как заказчиков, так и наших специалистов, специалистов уполномоченных органов. Поэтому мы сейчас интенсивно готовимся именно к этому периоду. К началу 2015 года начнется работа более серьезная. На первом этапе мы свою работу организовали. Без пробуксовки приступили к реализации 44-ФЗ, обеспечили стабильную преемственность при переходе на новую систему закупок. Многие заказчики этого перехода и не заметили. Но, еще раз скажу, основная работа впереди.

Ведущий: Есть ли на сегодняшний момент какие-то негативные моменты в плане реализации 44-ФЗ, с какими трудностями сталкиваются заказчики?

Сергей Николаевич: Без трудностей не обходится, тем более при реализации нового закона. Мы и заказчики столкнулись со следующими трудностями. Во-первых, не четко закреплен порядок проведения экспертизы и привлечения экспертов для анализа исполнения контрактных обязательств при приемке товаров, выполненных работ и услуг.

Ведущий: По нашим данным, многие наши клиенты деньги получить не могут потому, что нужно провести экспертизу. Начинают спрашивать у заказчика, заказчик отвечает пока не проведу экспертизу, деньги вам не перечислю.

Сергей Николаевич: Благодаря поправкам, которые приняты, решился в том числе и этот вопрос.

У нас возникают вопросы при запросе котировок цен. В частности, при продлении подачи заявок по запросу котировок.

Возникают вопросы у заказчика при закупке у единственного поставщика, формирования и обоснования начальной цены. Функционал и интерфейс официального сайта не в полной мере соответствует имеющимся требованиям закона. Закон обновляется, но операторы сайта и электронных торговых площадок, в том числе, просто физически не успевают подогнать его под требования 44-ФЗ.

Участники закупок, к большому сожалению, не стремятся качественно изучать новые правила. Это для нас большая проблема. Правила подачи заявок изменились. Изменились требования к участникам. К сожалению, на сегодняшний день, большая часть заявок, которая подается участниками, отклоняется только потому, что неграмотно оформляются. Мы проводили обучающие семинары не только для заказчиков, но и для поставщиков, где доступно объясняли новые правила оформления заявок. Тем не менее, ситуация такая. Конечно, на ошибках учатся и поставщики, вторые и третьи заявки начинают оформляться более качественно. Первые итоги были просто плачевными. Аукционы не состоялись, заказчику пришлось выходить на повторные торги. Либо одна заявка была признана соответствующей требованиям Закона, и прежде чем заказчик заключит контракт с этим поставщиком, она должна была пройти определенный контрольный фильтр.

Ведущий: Сергей Николаевич, какие Ваши предложения по реформированию системы контрактных отношений?

Сергей Николаевич: Реформирование контрактных отношений с нашей стороны началось уже с момента публикации проекта закона. До момента ввода его в действие, нами были подготовлены и направлены предложения по внесению в проект изменений и дополнений. Негативные моменты, о которых я рассказал, включая предложения муниципальных и региональных заказчиков, в качестве поправок в 44-ФЗ направлены депутатам областной Думы, общественным объединениям, с участием которых проходило его осуждение. Я не думаю, что по каждой поправке, которую мы предлагали, а их более 50, будет обсуждение. Если с нашей стороны будет внесена хоть какая-то толика в улучшение закона, это будет грандиозная победа. Мы стараемся это делать, и будем это делать, так как нам работать с этим законом.

Ведущий: Сергей Николаевич, спасибо за то, что Вы ответили на вопросы интернет-аудитории. Хотим Вас поблагодарить и пожелать Вам от имени "Гарант – Западной Сибири" и успехов в работе и в развитии!

Сергей Николаевич: Спасибо! 

Читать ГАРАНТ.РУ в и